Первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников считает, что уголовная ответственность поможет аудиторам лучше проверять банки
Агентство по страхованию вкладов предлагает ввести уголовную ответственность для аудиторов в случае их небрежного отношения к проверке банковской отчетности с последующим банкротством. Участники рынка ожидают, что реализация инициативы агентства приведет не только к сокращению рынка теневого банковского аудита, но и к повышению цен на легальные услуги аудиторов.
Вчера Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обнародовало аналитическую записку с полным перечнем мер по борьбе с ненадлежащим качеством банковских активов. Согласно документу, дублированием банковских баз данных и ужесточением уголовной ответственности банкиров за фальсификацию отчетности (см. Ъ от 19 сентября) агентство ограничиваться не намерено. В записке эти меры предлагается дополнить ужесточением ответственности, в том числе уголовной, для внешних аудиторов, заверявших недостоверную отчетность.
Как пояснил Ъ первый заместитель гендиректора агентства Валерий Мирошников, сейчас привлечь аудитора к уголовной ответственности можно, только если доказан факт его сговора с недобросовестным банком, что сделать крайне сложно. «Ненадлежащее исполнение обязанностей аудитором, то есть факт того, что он попросту не анализировал имевшиеся признаки кризисной ситуации и выдавал положительное заключение, тем самым вводя в заблуждение кредиторов банка, доказать проще»,— считает он.
В качестве примера господин Мирошников привел Содбизнесбанк. По его словам, банк проводил сомнительные операции задолго до наступления проблем. «За полтора года до отзыва лицензии банк купил фиктивные векселя, а когда пришло время их погашения, выдал кредит подставной фирме, которая погасила эти векселя. Таким образом, плохие векселя в балансе были замещены на плохие кредиты,— пояснил господин Мирошников.— В своем внутреннем отчете аудитор зафиксировал концентрацию активов банка в сомнительных вложениях, однако серьезного значения им не придал и не упомянул о них в сокращенном варианте заключения, отосланном в ЦБ».
Детальную схему ужесточения ответственности аудиторов АСВ намерено подготовить в течение двух-трех месяцев. При этом применяться уголовная ответственность будет рамочно, в отношении проблемных банков. «Экстраполировать данные меры на всю банковскую систему было бы неправильным,— говорит господин Мирошников.— У аудиторов должно быть право на ошибку, вопрос в ее цене». В этой связи АСВ намерено также предложить ввести для аудиторов имущественную ответственность перед кредиторами банков. По оценкам господина Мирошникова, в случае реализации данной инициативы в первую очередь пострадает бизнес небольших аудиторских компаний, которые как раз и давали заключение по отчетности проблемных банков.
Участники аудиторского рынка подтвердили, что для мелких аудиторов это серьезная часть бизнеса. За минимальные деньги они дают заключение по любой отчетности. «По данным Минфина, в тени находится порядка 50% из 7 тыс. аудиторских компаний,— говорит президент аудиторской палаты России Борис Соколов.— Проверить их Минфин не может, поскольку после реорганизации у него нет контрольного аппарата, а в аудиторские объединения они не входят».
Однако сокращением теневого бизнеса мелких аудиторских компаний дело может не ограничиться. Пострадать могут и крупные игроки, как это случилось в деле ЮКОСа (его аудит проводил «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»). «Ликвидированный банк Кредиттраст в свое время имел международный рейтинг, для чего нужно располагать аудированной отчетностью по МСФО,— вспоминает один из конкурсных управляющих.— И аудитом этой отчетности занималась одна из компаний большой четверки».
В связи с этим участники рынка опасаются, что инициатива АСВ позволит расширительно применять уголовную ответственность. «Под неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей аудитора следственные органы могут понимать что угодно»,— говорит адвокат компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Денис Быков. Поэтому, по словам директора департамента банковского аудита ФБК Алексея Терехова, «при внесении таких поправок нужно отслеживать, привели ли действия аудитора к серьезному ущербу».
Практическим же следствием реализации инициативы АСВ, по мнению господина Терехова, станет не только устранение теневого рынка банковского аудита, но и серьезное повышение цен аудиторов на свои услуги. «Цена должна соответствовать риску, который несет аудитор»,— считает он.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА