В конце прошлой недели надзорные органы Казахстана выдали лицензию на осуществление банковских операций Мастербанку, 100% капитала в котором принадлежит председателю правлению УРСА Банка Игорю Киму. Эксперты считают, что проблемы с ликвидностью, которые испытывает финансовый сектор республики, могут облегчить выход российских банков на перспективный рынок. Но пока желающих воспользоваться благоприятной ситуацией среди них немного.
В пятницу Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сообщило о выдаче лицензии АО «Мастербанк» на проведение банковских и иных операций. Владельцем 100% акций банка является председатель правления и основной акционер российского УРСА Банка Игорь Ким. Это первый собственный зарубежный проект основного владельца УРСА Банка. «Я хорошо знаком с банковской системой Казахстана. Это очень перспективный и динамичный рынок»,— заявил господин Ким. При этом он отметил, что это его личный проект, который никак не связан с бизнесом УРСА Банка.
АО «Мастербанк», по словам банкира, будет позиционироваться как самостоятельный универсальный банк. «Банк планирует заниматься обслуживанием проектов российских и казахских компаний в рамках интеграционных процессов двух стран»,— добавил Игорь Ким. Уставный капитал банка сформирован в размере 2 млрд тенге (более 400 млн руб.). Команду топ-менеджеров нового банка формируют из управленцев, хорошо знающих местный рынок. Председателем правления Мастербанка станет Виктория Ким. Как сообщили в УРСА Банке, несмотря на фамилию, госпожа Ким родственником владельца банка не является.
На рынке Казахстана работают 34 банка, из которых 14 с иностранным участием, в том числе 2 дочерних банка российских кредитных организаций — Альфа-банк Казахстан и Сбербанк России. Доля иностранного участия на 1 августа 2007 года составила 6,3% от совокупного капитала банковского сектора.
Несмотря на то что финансовый сектор Казахстана международные институты считают одним из наиболее развитым на пространстве СНГ, выход на него российских банков всегда был затруднен. По словам одного из руководителей российских банков, который безуспешно вел переговоры о покупке казахстанского банка, это объясняется как восточным менталитетом, так и тем, что большинство крупных банков контролируются чиновниками. «Получить там банковскую лицензию достаточно проблематично»,— свидетельствует он. Например, давно декларированное намерение ВТБ по вхождению на рынок Казахстана, по словам главы банка Андрея Костина, до сих пор остается только в планах.
Тем не менее, Игорю Киму это удалось. По мнению российских экспертов, такой успех может быть связан как с опытом его работы на рынке Казахстана (в 2000—2003 годах он владел 20% банка «Каспийский»), так и с трудностями, испытываемыми казахскими банками в связи с кризисом ликвидности на западных рынках, где они активно занимали средства. По оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor`s, выплаты по иностранным заимствованиям для Казахстана составят около $3 млрд в квартал, что сопоставимо с выплатами более крупного российского финансового сектора.
По словам экспертов, Игорю Киму повезло, что он открывает банк в такое удачное для инвестиций время. «Банки Казахстана чувствуют себя не очень уверенно. Возможно, они станут сокращать активные операции на рынке и замедлят темпы освоения рынка банковских услуг. Поэтому новый банк имеет возможность гораздо легче захватить свою долю на рынке»,— заметил аналитик ИГ «КапиталЪ» Сергей Галкин. Правда, воспользоваться текущей ситуацией захотят далеко не все российские банкиры. «У господина Кима есть опыт работы в Казахстане, поэтому он идет туда. Остальные российские банки вряд ли последуют его примеру, потому что у российского рынка потенциал еще очень велик и менять его на меньший потенциал Казахстана вряд ли
Руслан ШАРИПОВ