По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30—40% в год. Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся. А по объемам — 17,5 млрд. долларов по итогам минувшего года — отечественный лизинг стал лакомым объектом не только для «случайных» игроков, но и для крупных финансовых структур.
Бурный старт
Однако пока можно констатировать, что на этом рынке еще продолжаются процессы формирования ландшафта. Это связано с генезисом российского лизинга: он рождался как одно из направлений деятельности финансовых структур — перспективное, но не самодостаточное. На старте им занимались случайные посредники. В конце
Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков на этом рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял объемы, достаточные для автономного существования. Банковские «дочки» — «ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Лизинговая компания Уралсиб», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг», «ТрансКредитЛизинг» — занимают сейчас лидирующие места на лизинговом рынке. Вторая категория игроков — операторы крупных производителей техники и промышленного оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением политики стимулирования продаж своей продукции. Лидирующие места тут занимают компании «Ильюшин Финанс Ко», «Вольво Финанс Сервис Восток», «Скания Лизинг» и лизинговая компания «КАМАЗ». Третью когорту игроков формируют независимые лизингодатели — «РТК Лизинг», «РБ Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг», «Атлант-М Лизинг».
В результате, как отмечают эксперты, складывается нормальная конкурентная среда. «Уже сейчас наблюдается поэтапная либерализация условий: меньше ставки, длиннее сроки, — отмечает Диана Маштакеева, гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. — Так что с развитием этого рынка можно ожидать как заметного улучшения условий лизинга, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых лизингодателями».
Насыщение рынка имеет плюсы и для самих лизинговых компаний, поскольку лизингодатели получают доступ к более дешевым и длинным деньгам. В последние годы на российский лизинг стали всерьез смотреть как на возможную точку приложения капиталов. Знаковым стал дебют отечественного лизинга на рынке заимствований: компании «ТрансФин-М» и «РТК-Лизинг» провели первые размещения своих облигаций. А пару недель назад «ВТБ-Лизинг» заявил о намерении выпустить облигации на сумму 8 млрд. рублей. Аналитики полагают, что свою роль сыграет бренд ВТБ, однако сам факт успешного размещения такого крупного заимствования будет означать, что лизинг утверждается и на фондовом рынке.
Одна из тенденций развития рынка: лизинг постепенно рассредоточивается по России. И хотя в списке крупнейших лизингодателей более 90% по-прежнему занимают московские и петербургские компании, регионы начинают «подтягиваться». Крупнейшие региональные игроки — Лизинговая Компания «КАМАЗ» (Татарстан), «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) и некоторые другие — сами ведут экспансию в другие регионы, составляя конкуренцию столичным коллегам. Уязвимое место российского лизинга сегодня — мощнейший перекос в сторону автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться и участники рынка констатируют рост и других направлений лизинга, в частности строительного и промышленного оборудования.
«В настоящее время Россия переживает определенный строительный бум, — говорит Сергей Кирьянов, генеральный директор ООО «ФинСтройЛизинг». — К примеру, строительные компании, с которыми мы сотрудничаем, выполняют до 70% объема в строительстве жилья и дорог Москвы и Подмосковья, около половины — в строительстве аэропортов в Москве, Петербурге и Сочи».
По мнению Кирьянова, актуальными становится лизинг машиностроительной техники, энергетического, полиграфического и пищевого оборудования и IT обеспечения. Это подтверждает и Сергей Рыбин, Зампредправления банка «Стройкредит»: «Все больший спрос на лизинговые услуги наблюдается со стороны компаний, работающих в торговле, полиграфии, пищевой, деревообрабатывающей и строительной отраслях».
Альтернатива для маленьких
Отраслевые сдвиги и возрастающая конкуренция ускорили весьма позитивный процесс: лизинг поворачивается лицом к самой многострадальной части российской экономики — малому бизнесу.
«Первая волна всплеска спроса на услуги лизинга уже прошла, и крупные производители произвели обновление основных средств; сейчас с их стороны объем заявок на услуги лизинга стабилизировался, — отмечает Алексей Вольнов, директор Московского филиала ООО «Лизинговая компания Уралсиб». — А ниша услуг лизинга для предприятий малого и среднего бизнеса еще относительно свободная. Спрос здесь превышает предложение».
Именно поэтому лизингодатели смотрят на малый бизнес как на стратегического клиента. Причем не только в независимых компаниях, но и в банках, более консервативных в отношениях с МБ. Например, в лизинговом управлении Юниаструм Банка отмечают, что именно предприятия малого и среднего бизнеса составляют основную массу клиентов — около 80%. «Мы считаем, что работа с малым и средним бизнесом наиболее актуальна как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения доходности нашего бизнеса», — заявил «Профилю» Игорь Фомкин, начальник управления лизинговых операций Юниаструм Банка.
Инициаторы российского лизинга могут быть довольны: как отметил в интервью «Профилю» президент Международной академии ипотеки и недвижимости Иван Грачев, один из разработчиков лизингового законодательства, сверхзадачей этого законодательства была цель дать предпринимательству дополнительный ресурс развития. «Предприятия малого и среднего бизнеса нуждаются в обновлении основных средств без отвлечения значительных сумм оборотных средств, — говорит Сергей Дергачев, гендиректор компании «ТрансКредитЛизинг». — Лизинг в этом плане — универсальный инструмент и наиболее простой способ модернизации производства. Можно сказать, что для малого бизнеса он стал альтернативой классическому банковскому кредитованию».
С этим мнением солидарен и Сергей Кирьянов из «ФинСтройЛизинга», который отмечает еще одно преимущество лизинга перед кредитованием: взаимодействие с лизинговой компанией для малого и среднего бизнеса гораздо проще и быстрее, чем с банком. Однако сами банкиры с этим не согласны. «Полностью заменить кредитование лизинговые операции не могут, — говорит Рыбин. — Далеко не все инвестиции в основные фонды могут быть профинансированы с использованием лизинговых операций.
Например, в лизинг не получится приобрести оборудование, которое в случае необходимости по техническим причинам сложно реализовать. Кроме того, в соответствии с законом предметом лизинга не могут быть земельные участки». Тем не менее банкир соглашается с тем, что во многих случаях лизинг для малого бизнеса удобнее и доступнее кредита. По оценкам специалистов, сейчас лизинговые компании удовлетворяют 30—40% заявок малого бизнеса. Это выше, чем количество положительных решений по кредитованию МБ в банках. Главная причина: в случае с лизингом не встает вопрос залога — ахиллесова пята в кредитовании малого бизнеса. К тому же лизинговые компании, в отличие от банков, более детально могут изучить бизнес клиента, соответственно, лимит доверия у них выше.
Хотя, как отмечают участники рынка, проблема непрозрачности подавляющего большинства российских предпринимателей мешает и в этом случае. Лизингодатели пошли здесь по пути банков: ввели в обиход скоринговую систему рассмотрения заявок клиентов, причем более лояльную и гибкую, чем традиционные банковские скоринг-системы.
«Лизингодатели предъявляют к партнерам менее жесткие требования, принимают в расчет их неофициальные доходы», — отмечает Маштакеева. Причем часто система оценки клиентов сводится к двум-трем основным показателям бизнеса. По оценке самих бизнесменов, в среднем решение о лизинге принимается в четыре-пять раз быстрее, чем решение о выдаче кредита, и требует куда меньше затрат времени и бюрократических процедур. Еще один плюс лизинга — возможность маневра клиента в случае форс-мажора или изменений в бизнесе: от лизинга, в отличие от кредита, можно отказаться и вернуть его объект лизингодателю. В условиях неустойчивости многих российских бизнесов этот плюс — весьма серьезный для многих предпринимателей, особенно из числа тех, кто берется за проекты start-ap. Впрочем, главный минус лизинга в сравнении с кредитом также лежит на поверхности: ставки лизинговых платежей пока еще выше кредитных. Лизингодатели пытаются решить эту проблему за счет внедрения унифицированных лизинговых продуктов — неких типовых вариантов сделок, реализация которых «на конвейере» потребует от лизинговых компаний меньше трудозатрат. Однако это не снимает еще один вопрос — вопрос выгоды самих лизингодателей.
По мнению многих из них, лизинг на суммы менее $40 тыс. компаниям невыгоден, поскольку размер маржи не покрывает этих самых трудозатрат. Поэтому проблемы микрокредитования лизинг не решает. Максимум, на что можно рассчитывать, полагают участники рынка, это снижение нижней планки «выгоды» до $25—30 тыс. Но ниже лизинг «упадет» едва ли.
Один процент недвижимости
«Медовый месяц» в отношениях лизинга и малого бизнеса имеет весьма ощутимую подоплеку — либеральную законодательную базу, которая дает лизингодателям гигантское налоговое преимущество. Банковский кредит не может быть отнесен к числу затрат, проценты по нему платятся из прибыли предприятий, подпадая под соответствующий налог. Все лизинговые платежи классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от налога на прибыль. К тому же клиент не платит с объекта лизинга налог на имущество, поскольку до окончания контракта оно считается собственностью лизинговой компании. А та имеет право применять коэффициент ускоренной (тройной) амортизации, что позволяет и ей минимизировать налоговое бремя.
По мнению Анатолия Аксакова, зампреда банковского комитета Думы, это имеет значение не только для игроков рынка, но и для технического развития страны. «Средний возраст российского промышленного оборудования — 22 года, оно безнадежно устарело и с технической, и с моральной точки зрения, — напоминает Аксаков. — Для сравнения, на Западе этот срок составляет пять лет. Так что лизинг — это еще и один из способов стимулировать модернизацию нашей экономики».
Большинство участников рынка соглашаются, что российское лизинговое законодательство весьма прогрессивное и стимулирующее. Принципиальный минус они видят в том, что пока не обеспечена база для развития одного из стратегических направлений лизинга — лизинга недвижимости. Это лишает малое предпринимательство возможности использовать лизинг еще и как инструмент обретения пространства для бизнеса.
«Проблемы с недвижимостью во многом сдерживают развитие малого бизнеса, — отмечает Диана Маштакеева. — У небольших предприятий очень велики потребности в площадях, но недостаточно собственных средств для их приобретения. А арендные отношения у нас несовершенны: договоры заключаются, как правило, на 11 месяцев — для ухода от налогообложения, арендатор никем и ничем не защищен, чаще всего договоры могут быть расторгнуты арендодателем в одностороннем порядке. Соответственно, производить финансовые вложения в помещения малому бизнесу обычно невыгодно». Лизинг, по оценке экспертов, мог бы стать альтернативой не только кредитованию, но и аренде. Тем более, что сейчас арендная плата за помещения сопоставима с лизинговыми платежами, но в последние входит и выкупная цена, и через пять-семь лет клиент может стать собственником помещения». Между тем, если в Европе сделки с недвижимостью занимают 17% в общем объеме лизинга, то в России — около 1%. Участники рынка полагают, что связано это, во-первых, с несовершенством системы регистрации сделок с недвижимостью, а во-вторых, с традиционным для России занижением балансовой стоимости объектов недвижимости, что создает дополнительные трудности для оформления лизинга, поскольку тут трудно провести часть платежей «вчерную».
И вновь продолжается бум…
Тем не менее наблюдатели и участники рынка весьма оптимистично оценивают перспективы развития российского лизинга. «В последние два года рынок лизинга вошел в фазу быстрого роста, которая будет продолжаться еще
Что касается количественных прогнозов, то они могут быть сделаны по аналогии с европейской ситуацией. «Перспективы развития лизинга трудно оценить количественно, — считает Игорь Фомкин из Юниаструм Банка. — Можно только попытаться спрогнозировать, отталкиваясь от доли малого бизнеса в ВВП и доли лизинга в общем объеме инвестиций. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет около 50%, в России — пока в три раза меньше. Что касается инвестиций, то доля лизинга в них в прошлом году составила 7%. В развитых странах этот показатель равен 25—30%. Если предположить, что мы приблизимся к показателям развитых стран, то с учетом кумулятивного эффекта (рост доли лизинга в инвестициях, помноженный на рост объемов продуктов и услуг малого бизнеса. — «Профиль») можно прогнозировать рост рынка лизинга примерно в 12 раз».
Какие факторы в наибольшей степени влияют на развитие лизинга в России?
Сергей Кирьянов, генеральный директор компании «ФинСтройЛизинг»: «Лизинг может стать хорошим толчком для развития нового, пока еще молодого бизнеса. Не каждое малое предприятие выдерживает высокие требования, предъявляемые банками к своим заемщикам, и здесь лизинговая компания — реальная альтернатива. Малый и средний бизнес в России будет активно развиваться, соответственно, будут расти лизинговые сделки с малыми предприятиями. А объемы заинтересованности предпринимателей зависят от уровня их осведомленности о данном виде финансовых услуг, а также от ситуации с основными средствами в каждой конкретной компании в частности и по отраслям в целом. Это связано с тем, что, как известно, лизинг — удобный и апробированный способ обновления основных средств, а также оптимизации оборота капиталов».
Алексей Федоров, генеральный директор компании «Атлант-М Лизинг»:
«Поскольку рынок лизинговых услуг развивается в нашей стране всего несколько лет, то первые годы этими услугами пользовались исключительно крупные компании, а средний и мелкий бизнес вовлекался в орбиту интересов лизинговых компаний постепенно. Сегодня малый и средний бизнес самым активным образом пользуется лизингом. Например, среди наших клиентов более 65% — предприятия малого и среднего бизнеса. И их доля растет из года в год. Лизинг для малого и среднего бизнеса сегодня — серьезная альтернатива кредитованию. Более того, для таких предприятий это единственный экономически оправданный вариант приобретения основных средств производства, а по скорости осуществления лизинг — максимально быстрая операция. Малый и средний бизнес потенциально может стать локомотивом роста лизингового рынка, однако эту перспективу нужно соизмерять с государственной политикой в области поддержки малого и среднего бизнеса. Пока же государство лишь декларирует такую поддержку, а на деле мы наблюдаем обратный процесс».
ЯН АРТ