Банк Москвы усиливает свое взаимодействие с мэрией — очередным московским проектом, в котором он примет активное участие, является возобновленная недавно программа «Народный гараж». Это очередной шаг на пути возвращения Банку Москвы статуса опорного банка правительства Москвы, который он утратил в связи со сменой руководства города.
О том, что к недавно возобновленной программе московского правительства «Народный гараж», в рамках которой в ближайшие годы планируется построить около 300 тыс. новых машино-мест в Москве, может присоединиться Банк Москвы, «Ъ» рассказали в ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения», отвечающем за реализацию этого проекта. «Сейчас возобновлено строительство ранее замороженных объектов, и мы ведем переговоры с несколькими банками об участии в программе,— сообщил пресс-секретарь ГУПа Дмитрий Шульцов.— В частности, завершаются переговоры об участии в программе Банка Москвы».
В Банке Москвы отметили, что взаимодействие с правительством города в рамках данного проекта планируется по нескольким направлениям. Член правления банка Владимир Верхошинский рассказал, что работа в рамках сопровождения сделок по приобретению машино-мест в «народных гаражах» ведется уже сейчас: Банк Москвы на льготных условиях предоставляет гражданам, участвующим в долевом строительстве гаражей, услугу аккредитива (размещения гарантийного взноса дольщика). В рамках этого направления с участием банка уже продано около 3 тыс. гаражей. «Кредитование граждан на покупку гаражей в рамках программы сейчас тестируется, но мы уже видим потенциал,— сообщил Владимир Верхошинский.— Субсидий города по этой программе не предусмотрено, но есть понимание, что ежемесячный платеж должен быть сопоставим с арендой гаража в том же районе, поэтому условия, сроки и ставки по программе будут отличаться от обычных потребительских или ипотечных кредитов». Кроме того, Банк Москвы уже кредитует подрядчиков по строительству объектов ГУПа на покрытие кассовых разрывов и выдает гарантии надлежащего исполнения контрактов.
По словам Дмитрия Шульцова, переговоры об участии в программе «Народный гараж» ведутся и с другими банками — Промсвязьбанком и Транскапиталбанком. Однако, как сообщили «Ъ» в этих банках, их участие в программе обсуждается лишь на уровне кредитования граждан на покупку гаражей
Участие Банка Москвы в проектах города в последнее время становится все более и более заметным. Так, банк значительно активизировал работу с участниками электронных торгов по госзакупкам на базе Единой электронной торговой площадки, кроме того, банк обсуждает с мэрией возможность участия в обновлении таксомоторного парка столицы (см. «Ъ» от 26 июня и 5 июля). «В Москве и Московской области банк фокусируется на финансировании муниципального хозяйства,— отмечают в пресс-службе Банка Москвы.— Направления бизнеса Банка Москвы выбраны в соответствии с приоритетными задачами правительств Москвы и области».
Таким образом, постепенно банк возвращает себе статус опорного банка правительства Москвы. Изначально Банк Москвы создавался именно в таком качестве, однако после смещения Юрия Лужкова с поста мэра и последовавшей вслед за этим смены акционеров Банка Москвы и перехода его под контроль ВТБ (владеет 94,87% акций банка) этот статус был утрачен.
Высокая степень зависимости бизнеса Банка Москвы от московского правительства может нести в себе определенные риски, указывают эксперты. «Банк приобретает большие возможности в связи с сотрудничеством с правительством Москвы, однако риски есть всегда, особенно политические,— отмечает гендиректор аудиторской компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян.— Для того чтобы их избежать, банку необходимо интегрироваться в городскую экономику не на уровне личных связей, а на уровне программ». В Банке Москвы уверяют, что развиваются именно по этому пути: «Сегодня мы используем в работе с городом не аффилированность с его руководством, а понятные рыночные принципы, фокусируясь именно на экономике городского хозяйства». «После ухода Юрия Лужкова Банк Москвы, существенно завязанный на работу с городом, столкнулся со сложностями,— напоминает заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая,— Некоторые сложности отмечались и в работе банка «Санкт-Петербург», работа которого с одноименным городом во многом, вероятно, строилась на личных отношениях менеджмента банка с экс-мэром Валентиной Матвиенко». Если произойдет очередная смена администрации Москвы, то для Банка Москвы это будет менее болезненно, чем после ухода Юрия Лужкова, поскольку в составе государственной группы ВТБ Банк Москвы чувствует себя более уверенно, считает господин Микаелян.
Гаражный рок
Программа с привлечением средств горожан на условиях долевого строительства «народных гаражей» была широко разрекламирована столичным правительством при Юрии Лужкове. Народный гараж должен был выглядеть так: многоярусный капитальный объект на 100—500 машин, стен между машиноместами нет, минимальная площадь машиноместа 14 кв. м. Проверка Контрольно-счетной палаты Москвы в конце 2010 года (результаты проверки были опубликованы в феврале 2011 года) констатировала, что по программе в Москве с 2008 года построено всего два объекта. С приходом на должность мэра Сергея Собянина и его заявлением о необходимости возвести в городе более 1,4 млн парковочных мест была реанимирована и идея «народного гаража». В частности, в мэрии пообещали, что к 2016 году в Москве будет построено 310 тыс. машиномест по этой программе. В конце сентября прошлого года Сергей Собянин подписал распоряжение об увеличении на 8 млрд руб. уставного капитала московского ГУПа, занимающегося гаражным строительством. Средства были направлены на достройку 141 паркинга по программе «Народный гараж». Однако реально массовое строительство гаражей возобновилось лишь в этом году. Причем если первоначально планировалось, что цена машиноместа в «народном гараже» будет фиксированной — 350 тыс. руб., то сейчас стоимость мест определяется исходя из рыночной цены, и в отдельных районах она превышает 1 млн руб.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Мария ТИХОНОВА