Вчера глава Минэкономики Андрей Белоусов обнародовал оценки, согласно которым ВВП во втором квартале 2012 года вырос на 3,9—4%. Исходя из данных Росстата, экономический рост замедлился в сравнении с 4,9% в первом квартале, в расчетах же министерства — не изменился. Расхождения в оценках динамики ВВП тем не менее не мешают ведомству Андрея Белоусова использовать официальные данные для предстоящего повышения прогноза роста в 2012 году — с 3,4% до 3,7—4%.
Оценка роста экономики во втором квартале 2012 года на уровне 4% аналитикам кажется «вполне разумной»: именно на такую цифру ориентировался рынок в консенсус-прогнозах. «Можно сказать, по оценке, которая есть, замедляется отток капитала. В мае показатели макроэкономики были лучше, чем ожидали, и 4% роста ВВП, судя по всему, по второму кварталу являются позитивным результатом»,— отметил господин Белоусов, комментируя в пятницу ключевые макропоказатели.
Степень «позитивности» предварительных экономических результатов второго квартала можно оценивать по-разному. Напомним, в министерстве считают, что ВВП в первом квартале вырос на 4%, а не на 4,9%, которые фиксирует Росстат (см. «Ъ» от 15 июня). Исходя из оценок Минэкономики, квартальная динамика ВВП оказалась стабильной, в сравнении же с данными статслужбы экономический рост во втором квартале существенно замедлился. «Мне сложно понять, в чем настолько существенно могут отличаться методологии расчета ВВП Минэкономики и Росстата, так как счет очень простой. Оценки статистиков за первый квартал до сих пор вызывают крайнее недоумение. Данные за июнь только начинают поступать и, судя по «натуре», роста промпроизводства в июне не было»,— говорит Елена Абрамова из ЦМАКП, отмечая, что 4% роста, обнаруженные министерством во втором квартале,— «хороший результат».
Первую оценку ВВП за второй квартал Росстат представит не ранее чем в первой половине августа. Основываясь на данных, обнародованных Андреем Белоусовым, и собственных прогнозах (основная порция макростатистики за июнь должна быть опубликована на следующей неделе), в ING Russia объясняют торможение роста экономики во втором квартале меньшим вкладом частного потребления и инвестиций — хотя последние в июне могут ускорить рост на фоне эффекта низкой базы июня 2011 года. Общий вклад этих двух факторов в экономический рост второго квартала аналитик банка Дмитрий Полевой оценивает в 4,4—4,5 процентных пункта (п. п.) против 5,7 п. п. в первом квартале. Предположения господина Полевого косвенно подтверждает опубликованная вчера таможенная статистика импорта из стран дальнего зарубежья (более 80% всего товарного импорта в РФ): рост импорта машиностроительной продукции, которая включает как инвестиционные, так и потребительские товары долгосрочного пользования, в июне замедлился до 4,9% в годовом выражении — по сравнению с 16,7% в марте.
Как и ожидал «Ъ» (см. номер от 14 июня), таможенные данные свидетельствуют о возобновлении падения стоимостных объемов товарного импорта (-0,5% в июле). При этом, как полагает Елена Абрамова, девальвация рубля в июне привела к «очень сильному проседанию» экспорта. Предварительная оценка платежного баланса ЦБ демонстрирует сокращение темпов роста внешнеторгового профицита с 22,4% в годовом выражении в первом квартале 2012 года до нуля во втором квартале. Вместе с этим господин Полевой считает, что вклад чистого экспорта в увеличение ВВП второго квартала составил минус 1 п. п. «Оставшиеся 0,4—0,5 п. п. роста в оценке Минэкономики могут быть результатом роста госпотребления или запасов, динамика которых является менее предсказуемой»,— полагает он.
Ожидания аналитиков относительно перспектив ВВП во втором полугодии сходятся: как минимум на фоне эффекта высокой базы 2011 года, объясняемого в том числе хорошим урожаем, его рост будет замедляться. В Минэкономики же, учитывая в том числе «немного завышенные» данные Росстата по первому кварталу, намерены повысить годовой прогноз увеличения ВВП 2012 году с нынешних 3,4% до 3,7—4%.
Алексей ШАПОВАЛОВ, Ксения УВАРОВА