Постоянный подкомитет Сената США по расследованиям представил доклад о деятельности британского банка HSBC и его американского филиала, в котором выдвигаются обвинения в совершении сомнительных операций с клиентами из «неблагонадежных» с точки зрения отмывания денег стран. Документ на 340 страниц — результат сенатского расследования, длившегося в течение года. Он будет обсуждаться на заседании профильного комитета. В документе, в частности, говорится, что в 2000-х годах HSBC и его американская «дочка» HBUS оказывали услуги по совершению транзакций клиентами из стран, которые Вашингтон причислял или причисляет к самым опасным с точки зрения объемов «грязных» денег: Мексики, Ирана, Каймановых островов, Саудовской Аравии, Сирии.
По традиции не обошлось без «русского следа».
Американское подразделение HSBC располагает 470 филиалами в США, обсуживающими 4 миллиона клиентов. Услуги по сопровождению счетов оказываются около 1200 других банков, в том числе 80 подразделениям HSBC из других стран.
Внимание сенаторов привлекли услуги по клирингу дорожных чеков, оказанных HBUS в 2005—2008 годах. Авторов доклада удивил тот факт, что за 4 года в интересах японского банка Hokuriku было обналичено множество долларовых дорожных чеков на общую сумму в 290 млн долларов. «Эти чеки выписывались на сумму от 500 до 1000 долларов, подавались крупными пачками, были пронумерованы подряд и были подписаны одинаковой неразборчивой подписью», — говорится в документе. Ежедневная сумма доходила до более чем 500 тысяч долларов, утверждают сенаторы. Управление валютного контроля США (OCC) заподозрило, что HBUS проводит клиринг дорожных чеков без должной процедуры проверки на предмет отмывания денег, и направило в банк указание провести проверку. Когда HBUS запросил информацию у банка Hokuriku, то японская организация сначала затягивала с ответом, а затем отделалась минимальными данными, отказавшись от дальнейшего расследования на основании закона о банковской тайне.
По данным сенаторов, в конце концов HBUS выяснил, что чеки были приобретены российскими гражданами в одном из российских банков. В американском законодательстве Россия значится как одна из самых опасных стран с точки зрения отмывания денег. «HBUS также выяснил, что у японского банка было мало информации о клиентах и понимания того, почему стопки долларовых дорожных чеков на суммы в 500 тысяч долларов и более, приобретенные в России, ежедневно оседали на одном из 30 различных японских счетов на лиц и компании, предположительно занятые в продаже подержанных машин», — говорится в документе сенатского подкомитета. В отчете отмечается, что HBUS продолжил оказывать услуги чекового клиринга даже после выяснения того факта, что банк Hokuriku недостаточно работает над проверкой транзакций на предмет отмывания денег.
Сейчас на территории России можно купить только дорожные чеки American Express.
В июне 2008 года Управление финансового контроля инициировало проверку в процессинговых центрах HBUS в Бруклине и Буффало. Одна из инспекторов регулятора сообщила, что в бруклинском центре проверяющие обнаружили «пачки и пачки дорожных чеков, дважды подписанных (покупатель чека обязан его подписать второй раз при гашении — BFM.ru) одинаковой подписью». В пояснительной записке в сенатский подкомитет инспектор рассказала, что в этом центре видела инкассовое поручение Hokuriku на 110 тысяч долларов, которое было выписано на 220 дорожных чеков номиналом в 500 долларов и идущими подряд номерами. Чеки были дважды подписаны одной и той же рукой, а выгодоприобретателем значилась компания SK Trading Company Ltd. В приложении к инкассовому поручению говорилось, что SK Trading является дилером по продаже подержанных автомобилей, а дорожные чеки используются для «деловых целей». Другая инспектор утверждала, что видела такую же пачку из 220 чеков номиналом по тысяче долларов, которые были подписаны одним и тем же лицом, а деньги предназначались SK Trading.
Сотрудники Управления обратились к менеджеру процессингового центра в Бруклине, тот пояснил, что центр ежедневно получает от трех до пяти пачек чеков на суммы от 500 тысяч до 600 тысяч долларов. Менеджер говорил, что дорожные чеки являются лишь обычным инструментом совершения транзакций.
Управление финансового контроля изучило информацию с веб-сайта SK Trading. Как говорится в докладе, эта компания работает с 1984 года. Ее головной офис, предположительно, находится в Сеуле, а подразделения — в Японии и США. «Они (сотрудники Управления финансового контроля — BFM.ru) также обнаружили, что эта компания была упомянута другими финансовыми институтами как причастная к подозрительной деятельности. Эти финансовые институты выявили подозрительные электронные переводы, со счетов в российских банков — порой на миллионы долларов, — которые принадлежали лицами с русскими фамилиями либо корпорациям, которые направляли средства из банков на Британских Виргинских островах. Окончательным бенефициаром средств в каждом случае была SK Trading, имевшая счета в различных банках Японии», — пишут авторы доклада.
В документе отмечается, что российское происхождение дорожных чеков стало «красным флажком» тревоги для организаций с тех пор, как США причислили Россию к странам с высшей категорией опасности в плане отмывания теневых доходов. Так, в докладе Госдепартамента США от 2007 года говорилось, что «криминальные элементы из России и соседних с ней государств продолжают использовать российскую финансовую систему для отмывания денег». «Эксперты предполагают, что большая часть идущих незаконных доходов получены от криминальной деятельности, в том числе от уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также от контрабанды», — отмечалось в докладе. В документе Госдепартамента подчеркивалось, что российская финансовая разведка (Росфинмониторинг — BFM.ru) в 2007 году оценивала объем отмываемых в стране денег в 11 млрд долларов.
Мексика, Иран, Саудовская Аравия, Каймановы острова
В докладе сенатского подкомитета отмечается, что в течение многих лет Управление валютного контроля США «допускало существование слабой системы HSBC по противодействию отмыванию средств».
В докладе сенаторов отмечаются и другие стороны работы банка, которые сенаторы сочли неблагонадежными. Так, в 2010 году Управление валютного контроля указывало на пробелы в работе HSBC по противодействию отмыванию денег, в том числе недостаточный контроль над электронными переводами денег и движению по счетам на общую сумму в 60 трлн долларов и не «разобранные» уведомления о подозрительной активности по 17 тысячам счетов.
В частности, в докладе говорится, что HBUS оказывал корреспондентские услуги HSBC Bank Mexico и расценивал его как клиента с наименьшим риском, несмотря на то, что федеральное правительство США считает обратное и указывает на высокие объемы оборота «грязных» денег и наркоторговли в Мексике. Так, HBUS проводил транзакции мексиканских пунктов обмена валют, которые относятся к зоне высокого риска, и по счетам, зарегистрированным на Каймановых островах. Как говорится в докладе в 2007—2008 годах HSBC Bank Mexico провело через HBUS 7 млрд долларов. Эта сумма, как указывают сенаторы, порой в два раза превышает активы ряда мексиканских банков и не могла не вызвать сомнений.
Кроме того, сенаторы обвинили HSBC в оказании услуг в обход санкциям, наложенным Вашингтоном на некоторые страны. Подкомитет указывает, что два подразделения HSBC в течение семи лет совершили около 25 тысяч транзакций на 19,4 млрд долларов без уведомления регулятора о том, что эти деньги могут быть связаны с Ираном.
Сомнительными сенаторам показались и операции с банками из Саудовской Аравии и Бангладеш. В частности, речь идет о саудовском банке Al Rajhi, в отношении которого высказывались обвинения в причастности к операциям с «террористическими» деньгами. В 2004 году саудовская организация даже подавала в суд на газету The Wall Street Journal, упомянувшую его в числе организаций-пособников террористов. Дело тогда разрешили с миром. В докладе сенаторов отмечается, что банк Al Rajhi в правительственных докладах не раз назывался подозрительным и что в 2005 году HSBC отказался от проведения его операций. Однако через четыре месяца руководство британского банка рекомендовало своим подразделениям самим решать, иметь ли дело с саудовским банком или нет. Ближневосточные подразделения HSBC перестали работать с Al Rajhi в 2010 году, когда банк прекратил оказывать услуги по операциям с крупными суммами наличных средств.
Слушания по данному делу состоятся сегодня в комитете национальной безопасности Сената США.
Екатерина КАРПЕНКО