Правительству Дмитрия Медведева в ближайшие два месяца предстоит выдержать экзамен на прочность — главной интригой до сентября останется способность чиновников умерить аппетиты и удержаться в утвержденных параметрах расходов, сказала в интервью Рейтер замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.
Белый дом на прошлой неделе рассмотрел основные характеристики первого поствыборного бюджета на 2013 год и план на 2014—2015 годы, которые жестко ограничивают траты казны после десятилетия наращивания расходов в расчете на дорогую нефть.
Минфин — традиционный сторонник экономии — подготовил бюджет на основе бюджетного правила, к которому власти решили вернуться перед угрозой второй волны мирового кризиса. Оно предполагает расчет расходов на основе не прогнозной, а средней за несколько лет цены на нефть.
«Мы заходим на траекторию торможения расходов. Это пока трудно осознается министерствами и ведомствами, потому что мы привыкли каждый год наращивать — триллион плюс, триллион плюс. А здесь мы впервые исходим из того, что нужно сделать минус», — сказала Нестеренко.
«Пока решение принято благодаря жесткой позиции премьера».
Однако предложенные Минфином варианты оптимизации расходов не находят поддержки у большинства отраслевых ведомств. Минфин и Минэкономразвития расходятся в оценках того, сколько средств заложить на реализацию предвыборных обещаний президента РФ Владимира Путина и инвестиционные проекты. Все это, включая постатейное распределение расходов, останется предметом торга до 1 октября, когда бюджет должен уйти из правительства в Госдуму.
«Главная интрига заключается в том, выстоит правительство (в борьбе с лоббистами) или нет? Или же подготовит поправки ко второму чтению бюджетных правил, которые будут корректировать позицию относительно того, какие предельные объемы расходов у нас будут».
Госдума приняла неделю назад в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые возвращают бюджетное правило. Второе чтение законопроекта намечено на сентябрь.
«Это очень сильный вызов для правительства, потому что большинство рассчитывает на то, что
Оговорка
Бюджетное правило диктует объем расходов, рассчитанный исходя из определенной цены на нефть плюс один процент ВВП. Излишки должны направляться в резервный фонд для страховки бюджета от будущих потрясений.
Начиная со следующего года расходы должны формироваться исходя из средней за последние пять лет цены на нефть — в 2013 году это $92 за баррель — затем расчетная величина должна ежегодно увеличиваться на один год пока не достигнет 10 лет.
Однако власти придумали оговорку, чтобы обезопасить себя от чрезмерного сокращения расходов: если при формировании бюджета в соответствии с бюджетными правилами нужно сократить расходы, они могут быть сокращены только в размере условно утвержденных расходов, то есть нераспределенных расходов, которые правительство ежегодно закладывает в бюджет для того, чтобы минимизировать риски на случай падения доходов, или, наоборот, в случае благоприятной конъюнктуры провести дополнительные выплаты.
«Если бы мы применили бюджетное правило полностью без всех оговорок, в 2013 году нам расходы нужно было бы сократить почти на 1 триллион рублей (по сравнению с утвержденным в законе о бюджете на 2012—2014 годы). Но благодаря оговорке мы из всех расходов, которые нам необходимо было бы сократить, сокращаем 343 миллиарда рублей».
В соответствии с проектировками Минфина, расходы бюджета сократятся до 20,3 процента ВВП в 2013 году с 21 процентов ВВП в текущем, а к 2015 году должны снизиться до 18,8 процента ВВП.
Цена сбалансированности бюджета снизится до $113,9 в 2013 году с $116,2 в текущем, в 2014 году — $108,6, в 2015 году — $105,4 за баррель.
Время жать на тормоза
Каждый год между рассмотрением основных характеристик и проектом бюджета в Белом доме Минэкономразвития традиционно пересматривало макроэкономический прогноз. Обычно пересмотр происходил в лучшую сторону, и правительство снимало несогласованные вопросы за счет дополнительных доходов.
«Когда мы обсуждали бюджетную политику на правительстве, некоторые члены правительства говорили, что мы ведь пересмотрим сейчас прогноз, пересмотрим дивидендную политику в отношении предприятий нефтегазового сектора, чтобы они больше дивидендов платили. Замечательно. Нам чем больше денег в бюджет, тем лучше. Только на объем расходов это никак повлиять не сможет», — сказала Нестеренко.
«Главное отличие этого бюджетного цикла в том, дополнительные доходы не помогут нам увеличить расходы, потому что они зафиксированы по бюджетными правилам. Если не отступится правительство от заявленного бюджетного правила».
Нестеренко считает, что России в любом случае придется «включить тормоза».
«Очевидна динамика расходов, которая демонстрирует очень высокий за последние шесть лет рост расходов. Понятно, что в такой динамике мы не сможем дальше двигаться, поэтому нужно постепенное, шаг за шагом, снижение».
Если в 2000 году расходы составляли 14,1 процента ВВП, то в 2009 году — уже 24 процента ВВП.
«Сейчас с учетом того, что доля нефтегазового сектора снижается и появляются риски снижения цены на нефть, очевидно, что нужно снижать обороты. Альтернатива — повышение налогов. Другим способом обеспечить наши расходные обязательства будет нельзя. Единственный способ — потихонечку, но снижать, наряду с проведением реформ».
Почему Минфин везде лезет?
Задачу вписаться в жесткие рамки расходов и сбалансировать бюджет к 2015 году Минфину осложняют набранные за последние пару лет дополнительные обязательства, включая предвыборные обещания Путина.
«Нам необходимо было осуществить индексацию зарплаты, которая не была в законе о бюджете учтена, мы должны были продлить длящиеся ассигнования, например, увеличение денежного довольствия московских сотрудников министерства внутренних дел, нужно было найти ресурсы на реализацию указов президента РФ и в соответствии с бюджетным посланием заложить внутрь параметров антикризисные меры (Минфин в 2013 году зарезервировал 200 миллиардов рублей на реализацию антикризисных мер по аналогии с 2012 годом)», — перечисляет Нестеренко.
На индексацию зарплат, увеличение объема принятых в 2012 году расходов, реализацию указов президента пришлось увеличить расходы на 2,799 триллиона рублей в 2013—2015 годах.
Чтобы уложиться в утвержденные параметры расходов, Минфин предложил свое видение бюджетной экономии, которое не нашло поддержки у отраслевых министерств и курирующих их вице-премьеров на заседании бюджетной комиссии накануне рассмотрения основных характеристик на правительстве.
«Мы прекрасно понимаем, что это всего лишь видение министерства финансов, как можно было бы сбалансировать бюджет при тех задачах, которые стоят. Мы не считаем себя семи пядей во лбу, и не говорим, что это единственные оптимальные и правильные предложения. Давно назрели реформы. Это давно обсуждается, мы ничего не высосали из воздуха».
«Оппоненты говорят, почему министерство финансов позволяет себе вырабатывать меры, которые вообще не относятся к их компетенции, касается ли это военной реформы или пенсионной? Почему Минфин везде лезет? Ну потому что никто больше ничего другого не предлагает. Мы каждый год выходим с таким вызовом — мы в дверь, нас в окно, мы опять в дверь».
На откуп министерствам
Министерство изыскало возможность сократить расходы на 2,532 триллиона рублей в 2013—2015 годах за счет набора мер, включая пенсионную реформу, ускоренное сокращение численности призывников и полиции, внедрение адресной социальной помощи, снижение трат на госзакупки, сокращение ассигнований регионам, РЖД и Пенсионному фонду. Кроме того, Минфин предложил индексировать социальные выплаты не на плановую инфляцию, а на фактическую.
«Это означает фактически год пропуска индексации в 2013 году. Мы сейчас индексируем вперед все социальные выплаты, сейчас предлагаем перейти назад. Мы просчитали, что за последние четыре года проиндексировали на 40 процентов, в то время как фактическая инфляция за этот период составила 32 процента».
Кроме того, Минфин предложил скромные расчеты на реализацию указов Путина, полагая, что темпы повышения зарплат для учителей, профессоров и т. д. могут быть растянуты в сроках.
«Пусть до 2018 года, но они могут быть не каждый год в равных темпах по 20 процентов, а начинать с 5—7 процентов и увязать это с реформами, которые будут проходить в этих отраслях».
Минэкономразвития больше закладывает на реализацию указов Путина, инвестрасходы, транспортную инфраструктуру — и расходы в этом случае должны увеличиться в 2013—2015 годах на 2,5 триллиона рублей к уже утвержденным.
«Все наши предложения не поддержали, во всех протоколах — не согласиться с предложениями Минфина, — рассказала Нестеренко. — Вместо сокращения расходов результатом рассмотрения на бюджетной комиссии, когда мы все суммировали, что предлагалось на совещаниях вице-премьеров, получилось на 700 миллиардов рублей плюс в 2013 году — и дальше по возрастающей».
«Премьер вернул нас всех в параметры, которые заложил Минфин».
«Окончательного решения по всем этим вопросам не принято — приняты предельные объемы, а вот сказать откровенно, что именно так будут приниматься решения по индексации, по денежному довольствию… Еще окончательно таких решений не принято и сейчас отдано на откуп министерств и ведомств».
Дарья КОРСУНСКАЯ