Проблемы с ликвидностью на международных рынках могут стоить России от 0,4% до 1,4% роста ВВП в 2008 г. Это случится, если банки не смогут рефинансировать заграничные займы и будут вынуждены приостановить выдачу новых кредитов, накапливая средства для выплаты долгов.
По данным Центробанка, в первом полугодии 2007 г. внешний долг российских банков вырос на 29,4% — со $101,2 млрд до $131 млрд. Не отставали и предприятия — их задолженность увеличилась на 32,6% до $212 млрд. У многих заемщиков возникли трудности с рефинансированием кредитов, которые должны быть погашены в конце 2007 — начале 2008 г.
Если мировой финансовый рынок будет лихорадить еще полгода и фондирование за рубежом для российских банков будет по-прежнему ограничено, им придется замедлить темпы увеличения кредитного портфеля. Наталия Орлова и Ольга Найденова из Альфа-банка прогнозируют, что рост кредитов корпоративному сектору в 2008 г. замедлится до 17% (за 12 месяцев с июля 2006 по июль 2007 г. — рост на 51%), а розничное кредитование — до 33% (75%).
Сокращение доступа к зарубежным ресурсам снизит темпы роста банковских активов до 32% по итогам 2007 г., отмечает в обзоре Центра развития Сергей Смирнов. Это замедлит потребительский и инвестиционный бум, но не остановит.
Снижение темпов роста банковских кредитов может привести к замедлению роста экономики, согласился в интервью «Прайм-ТАСС» зампред Центробанка Константин Корищенко.
В 2003—2006 гг. доля банковских кредитов в инвестициях в основной капитал в производственном секторе повысилась с 15,6% до 20%, а в сфере услуг, наоборот, снизилась с 9,4% до 7,9%, отмечает Валерий Миронов из Центра развития. В результате замедления темпа роста кредитов корпоративному сектору в 2008 г. до 17% инвестиции будут расти медленнее на 3,5%, подсчитал Миронов.
В этом случае замедлится и рост ВВП. По расчетам Центра развития, в первом полугодии 2007 г. капвложения обеспечили почти треть прироста ВВП — 2,7% из 7,9%. Замедление роста инвестиций понизит рост экономики в следующем году на 0,4%, подсчитывает Миронов. Орлова не согласна: банковские кредиты компаниям идут в основном на покупку активов, а не на инвестиции, поэтому напрямую к увеличению добавленной стоимости не ведут.
Орлова полагает, что гораздо ощутимее для экономики будет замедление розничного, а не корпоративного кредитования. Цена замедления прироста кредитов до 33% — 1% роста ВВП в 2008 г., говорит она.
Зависимость российских банков от внешнего долга сильно преувеличена, возражает аналитик «Траста» Павел Пикулев. Масштабы проблемы не так велики, согласен Михаил Галкин из МДМ-банка. Доля внешних заимствований в пассивах большинства банков не превышает 20%, а в приросте кредитного портфеля за семь месяцев года — трети, подсчитывает Пикулев. Если бы российские банки не одалживали за границей в январе — июле, они увеличили бы кредитный портфель не на 27% (как в реальности), а на 19%, отмечает Пикулев.
Балансы российских банков выглядят достаточно устойчивыми благодаря тому, что многие из них уже успели привлечь длинные деньги (на 3—5 лет), в то время как кредиты пока выдают на относительно короткие сроки, говорит Галкин.
Две трети активов 13 банков из первой двадцатки погашаются в пределах одного года, выяснил Галкин по международной отчетности банков. Так что «подушка ликвидности», которую банки могут накопить за 2—3 месяца, перестав выдавать новые кредиты, превышает их долг, подлежащий погашению до конца 2007 г., успокаивает Галкин. Впрочем, полная приостановка кредитования невозможна — она грозит дефолтами заемщиков.
Крупным банкам и не придется приостанавливать выдачу кредитов, говорит Галкин. Пять госбанков контролируют 45% активов банковской системы, замечает экономист Morgan Stanley Оливер Уикс. «Крупняк» <…> посматривает на остальной рынок и наслаждается высокими ставками, на которых он может заработать«, — подтверждает Николай Кащеев из казначейства ВТБ.
Ольга КУВШИНОВА