Бывший министр экономического развития и торговли недолго оставался безработным. Как стало известно «Ведомостям», Герману Грефу сделано предложение стать президентом Сбербанка. Об этом «Ведомостям» рассказали источник в окружении Грефа и топ-менеджеры двух крупных российских финансовых холдингов.
Сам Греф вчера категорически отказался комментировать эту тему.
Руководитель пресс-службы Минэкономразвития Алла Борисенкова после отставки шефа говорила, что он планирует «уйти в бизнес», но компанию не назвала. Несколько чиновников и источников, близких к Грефу, тогда предполагали, что это будет госкомпания. Контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит ЦБ. С их представителями связаться не удалось.
Греф не понаслышке знаком с состоянием дел в банке — он входит в наблюдательный совет банка. «Он довольно активно участвовал в работе совета, — рассказывает один из членов совета, но приезжал на заседания редко, в основном высказывая замечания дистанционно. Иногда спорил — например, когда выбирали организаторов размещения акций и определяли цену [размещения]».
«Несколько неожиданное назначение, — удивляется председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. — Как ЦБ его согласует на предправления, он же не был банкиром». Прецедент уже есть — председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов тоже никогда не работал в банках — был депутатом и министром финансов.
Андрей Казьмин также пришел в Сбербанк с госслужбы, с поста замминистра финансов. Было это в январе 1996 г., так что он один из долгожителей в руководстве госкомпаний. Он пришел в Сбербанк после окончания Московского финансового института, 1983—1984 гг. был экономистом одного из московских отделений.
За время руководства Казьмина капитал Сбербанка с отрицательного значения вырос до 630 млрд руб. (по данным банка на 1 сентября 2007 г.), вклады граждан и активы с 1999 г. увеличились на порядок — до 2,4 трлн и 4,5 трлн руб.
Первая реакция топ-менеджера крупного частного банка, узнавшего о возможном назначении Грефа от «Ведомостей», была резкой: «[Мне] надо быстрее продавать [акции Сбербанка]». Греф вряд ли склонен к работе в бизнесе, объясняет он.
Первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев не знает, какой из Грефа получится банкир, но уверен, что инвесторам он понравится. «Греф — сторонник рынка, либерализации и всего самого прогрессивного», — отмечает он. Согласен с ним российский инвестбанкир: «Инвесторы воспримут это назначение позитивно. Греф более открытый и рыночный человек, чем нынешнее руководство банка, которое говорило, что капитализация для банка не приоритет, много лет не хочет делать программу ADR. А что в банках не работал — какая беда? Найдутся там специалисты».
«Он человек очень известный, с административными и экономическими знаниями, — говорит Вьюгин. — Очень энергичный, не любит сидеть без дела. С его приходом Сбербанк может стать более динамичным. Впрочем, не факт, что это требуется, ведь это сберегательный банк».
Приход Грефа повлечет кардинальную смену команды Сбербанка, уверен Сысуев. «Герман Оскарович — резкий человек и готов работать с теми, кто его слушает и принимает, — отмечает собеседник «Ведомостей». — Ни под кого подстраиваться он не будет».
Топ-менеджер крупного российского финансового холдинга уверен, что Казьмин и его первый заместитель Алла Алешкина в банке не останутся.
«Сбербанк который год подряд демонстрирует высокую эффективность бизнеса, — говорит председатель совета директоров УРСА Банка Игорь Ким. — Я отдаю должное менеджменту Сбербанка — они очень профессиональные люди».
Анна БАРАУЛИНА, Борис САФРОНОВ, Дмитрий СИМАКОВ