Минэкономразвития России предлагает ввести саморегулирование для коллекторских агентств в рамках разрабатываемого не первый год законопроекта «О взыскании просроченной задолженности с физических лиц». Об этом директор департамента инновационного развития и корпоративного управления министерства Иван Осколков заявил агентству ПРАЙМ. Осколков дал интервью в ответ на письмо, которое Генпрокуратура направила МЭР.
Как написала 27 июля газета «Коммерсантъ», в письме Генпрокуратура настаивает на государственном регулировании коллекторской деятельности. До сих пор речь шла о гораздо менее жестком подходе — саморегулировании. Источники издания отметили, что МЭР в ближайшее время начнет работать над новым вариантом законопроекта, регулирующего взыскание плохих долгов. Закон «О взыскании просроченной задолженности с физических лиц» на протяжении нескольких лет разрабатывается МЭР при участии представителей коллекторского рынка и ряда заинтересованных ведомств. Последний вариант документа представлен весной этого года.
Как пишет BFM.Ru, Осколков назвал саморегулирование наиболее эффективной возможностью регулировать профессиональную деятельность, «потому что сообщество само будет следить за своими членами». По мнению чиновника, саморегулирование в сфере коллекторской деятельности «дает возможность очень высоко поднять планку и по квалификации, и по этическим стандартам на рынке». Лицензирование же этого не дает, убежден глава департамента.
Он раскритиковал предложения Генпрокуратуры. Когда лицензии выдаются государственным органом, ни за что не отвечающим в финансовом отношении, может возникнуть коррупционная составляющая, указывает Осколков. По его мнению, в этом случае отсутствует также стимул у самого лицензиата предоставлять качественные услуги. «Многое, о чем пишет Генпрокуратура, вызвано не столько отсутствием регулирования, сколько нарушением действующего законодательства коллекторами и лицами, выдающими себя за коллекторов», — сказал чиновник. Генпрокуратура в середине июля суммировала практику нарушений со стороны коллекторских агентств.
По мнению чиновника МЭР, введение регулирования должно «почистить» этот рынок, сделав его цивилизованным. «Мы должны внимательно отнестись к их мнению (Генпрокуратуры — BFM.ru)», — сообщил Осколков. Он тут же уточнил, что способы регулирования коллекторского рынка — «это не вопрос силовых ведомств», а более широкого обсуждения с экспертами, банковским и коллекторским сообществами.
Запрет коллекторского бизнеса в России не имеет смысла, и сама идея отказаться от этой практики нелепа, считает Дмитрий Медведев. Среди наиболее известных и принципиальных противников «собирателей долгов» — глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Главный санитарный врач России считает, что деятельность всех коллекторских агентств в России незаконна. Верховный суд РФ в середине июня предложил запретить передачу права требования по кредитам с потребителей нелицензированным коллекторам. 29 июня пленум ВС обязал банки запрашивать у клиентов согласие на передачу долга коллекторам.