В отличие от стран зоны евро, экономика Швеции оказалась не только устойчивой к рецессии, но и подросла во втором квартале этого года. В то время как в Германии наблюдалось падение деловой активности, а в США — потребительского спроса, экспорт из Швеции увеличился на 1,7%, в основном за счет стран, не входящих в Евросоюз.
Прирост ВВП Швеции с мая по июнь составил 1,4% по отношению к первому кварталу этого года, что в годовом выражении эквивалентно 2,3%. Напомним, в 2011 году прирост ВВП составил 3,9%, несмотря на отрицательную динамику четвертого квартала (минус 1,1% к третьему). По подсчетам центрального статистического бюро, главным драйвером роста стали заказы
Аналитики были удивлены столь положительной статистикой, особенно после того, как в апреле правительство понизило прогноз экономического развития на 2012 год с 1,3% до 0,6%. Ожидалось, что долговой кризис и рецессия в зоне евро окажут негативное влияние на состояние шведской экономики. Между тем у Швеции имеется собственный опыт преодоления экономического спада, которому предшествовало формирование «кредитного пузыря». В начале 1990-х годов перегрев на рынке недвижимости и повышение ставок ЦБ для поддержания валютного курса отразились на кризисе в банковской сфере. Отмена фиксированного (к немецкой марке) курса ослабила национальную валюту и позволила удешевить экспорт из страны, а меры по восстановлению доверия к финансовому сектору (в частности, всеобщие гарантии по банковским обязательствам и оценка подешевевших активов по их реальной стоимости до процедуры выкупа со стороны государства) позволили стабилизировать кредитную систему.
Швеция не стремится присоединиться к валютному блоку, что в том числе требует предварительного двухлетнего участия в механизме ERM (European Exchange Rate Mechanism), то есть стабилизации курса валюты по отношению к евро. По показателям инфляции и процентным ставкам шведская крона значительно устойчивее, чем евро, впрочем, во втором квартале последовательно наблюдалось незначительное обесценение национальной валюты по отношению к евро и доллару, что также способствовало росту экспорта и падению импорта (минус 0,2% за квартал).
Татьяна ЕДОВИНА