Как стало известно, Геннадий Бобрицкий, основной владелец белгородского птицехолдинга ЗАО «Приосколье», завершает сделку по приобретению 75% долей ЗАО «Вэлтон банк» (Валуйки, Белгородская область). Эксперты оценили структуру в 11—15 млн рублей, отметив, что при накачивании собственного капитала до 170 млн рублей на последующей перепродаже маржа увеличивается в десятикратном размере. Впрочем, как заверил господин Бобрицкий, он не собирается избавляться от банка. Участники рынка полагают, что актив ему нужен для инорегиональной экспансии «Приосколья».
Информацию о завершающейся сделке по приобретению 75% долей ЗАО «Вэлтон банк» вчера подтвердил сам Геннадий Бобрицкий. Но подробности он раскрывать не стал. По словам источника на рынке, пакет принадлежал пулу из шести акционеров, а посредником выступил один из известных воронежских банкиров, два года занимавшийся модернизацией организации. Как заметил источник, благодаря его работе капитализация банка достигла 150 млн рублей, но собственный капитал с начала 2006 года почти не изменился. По оценке аналитиков инвесткомпаний «Проспект» и «Финам», 75-процентный пакет мог обойтись господину Бобрицкому в 11—15 млн рублей. Стоимость банка, по их словам, составляет от полутора до двух собственных капиталов.
Геннадий Бобрицкий — основной владелец, гендиректор и председатель совета директоров белгородского птицехолдинга ЗАО «Приосколье», в который входят птицефермы, перерабатывающий и комбикормовый заводы, а также собственный торговый дом. Оборот в 2006 году составил около 4,5 млрд рублей, объем производства мяса птицы — более 110 тыс. т.
ЗАО «Вэлтон банк» (до августа нынешнего года ЗАО «Валуйский коммерческий банк») основано в 1990 году. Специализируется на кредитовании физических и юридических лиц. По данным Банка России, уставный капитал — 5,103 млн, собственный (на начало 2006 года) — 9,991 млн рублей. По мнению опрошенных банкиров, инвестирование в кредитные предприятия районного масштаба с небольшим объемом собственных средств довольно перспективно с точки зрения дальнейшей перепродажи активов крупным федеральным и международным сетям, которым выгоднее приобретать готовый бизнес, чем открывать банки с нуля, что требует гораздо больших временных и денежных затрат. «Если стоимость подобной организации едва ли достигает двойного объема собственных средств, то при накачивании собственного капитала до 170 млн рублей цена может увеличиться до 30 капиталов», — пояснил источник на рынке. По утверждению самого Геннадия Бобрицкого, перепродажа банка в его цели не входит, но и в структуру своего холдинга кредитное предприятие он включать не намерен. «Финансовая организация станет для меня отдельным бизнесом, о его целях и задачах я смогу рассказать только после завершения сделки», — сообщил предприниматель.
Федор Клюка, президент и владелец белгородской управляющей компании «ПромАгро», в которую, в частности, входит ЗАО УКБ «Белгородсоцбанк», и председатель совета директоров финансово-промышленной группы «Белстарагро» Григорий Федяков назвали сделку вполне логичной для Геннадия Бобрицкого. «У него большие обороты, которые позволяют значительным суммам оставаться на корреспондентских счетах, их можно выгодно оборачивать в собственном банке либо предоставлять в качестве кредитов другим организациям», — пояснил господин Федяков. «Для меня „Белгородсоцбанк» — тоже отдельный бизнес, что не мешает мне прибегать к его услугам при сборе платежей и льготном кредитовании. Не сомневаюсь, что у Бобрицкого хватит средств, чтобы вывести банк на конкурентоспособный уровень (мой банк был в более плачевном состоянии), но при условии, если удастся найти профессионального партнера», — заметил Федор Клюка. По мнению участников рынка, приобретение банка особенного актуально для «Приосколья» с его выходом с проектами крупных птичников за пределы Черноземья (Алтайский край, Ульяновск, Оренбург). Там, по их версии, у него не столь тесные взаимоотношения со Сбербанком.
Вероника Чекина из инвесткомпании «Проспект» считает, что приобретение финансовой организации для собственных целей вовсе не отменяет того, что она впоследствии будет продана по выгодной для Геннадия Бобрицкого цене. Отраслевой аналитик из «Финама» Владимир Сергиевский полагает, что шансы стать сильным региональным банком у «Вэлтон банка» есть, но он слишком мал для того, чтобы можно было выделить приоритетные направления развития. «Хотя в целом у мелких банков, конечно, слишком мало ресурсов для выживания. Путь у них один — привлекать инвесторов и расширяться. В противном случае уход с рынка неизбежен», — резюмировал эксперт.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА