Банкиры как никогда встревожены ситуацией в финансовой сфере: эксперты утверждают, что работники банковского сектора были спокойнее и в течение российского экономического кризиса 1998 года, и в преддверии ипотечного кризиса США 2007 года, который принято считать началом мирового финансового кризиса, да и во время самого мирового финансового кризиса 2008—2009 годов.
Индекс Banking Banana Skins — это индикатор обеспокоенности отрасли, он показывает, как с течением времени меняется оценка действительности респондентами и что именно они считают главным банковским риском. Сейчас Banking Banana Skins (см. график) находится на рекордно высоком уровне за всю историю наблюдения, что является ярким подтверждением беспрецедентно высокого уровня обеспокоенности на рынке. Верхняя линия показывает уровень «встревоженности» основным риском (сейчас все больше всего боятся макроэкономической ситуации, а двумя годами раньше беспокоились о политике), а нижняя отражает мнение респондентов о среднем уровне риска по отрасли.
Обзор рисков банковского сектора в России и мире подготовлен «Центром исследования финансовых инноваций» (CSFI) при финансовой поддержке PwC, на основе исследования респондентов из 58 стран (в России было опрошено 13 респондентов). В исследовании отражены опасения, связанные с развитием финансовой системы в ближайшие 2—3 года, в основном работников банковской сферы (69% респондентов — банкиры). Также в работе учтено мнение аналитиков (28%) и представителей регулирующих органов (3%).
ТОП-10 самых высоких банковских рисков респонденты в России и мире определили по-разному: так, в глобальном рэнкинге на втором месте (после макроэкономического риска — его респонденты всего мира определили в лидеры) стоит кредитный риск, тогда как в российском он лишь на восьмом, а вторая позиция занята рисковыми фондовыми рынками, волатильность которых, наряду с неопределенным уровнем доверия инвесторов, пугает отечественных банкиров намного больше. Интересно, что такой риск, как «политическое вмешательство», в мировом списке на 5-м месте, а в России — за пределами ТОП-10 — лишь на 17-м. Зато риск невысокого качества управления рисками в России на 4-м месте, а в мире — на 10-м. «Согласно результатам недавно проведенного ЦБ РФ стресс-тестирования, более половины банков не готовы к внедрению в России стандартов Базеля II и Базеля III, что свидетельствует об отсутствии эффективных инструментов управления рисками и ликвидностью», — цитируют исследователи ответ одного из российских респондентов.
Последний раз подобное исследование проводилось в 2010 году. Тогда на первом месте в России стоял кредитный риск, а в мире — риск политического вмешательства. А основной риск на данным момент — макроэкономический — респонденты ставили на 3-е место в российском рэнкинге и на 4-е — в глобальном.
CSFI и PwC также выяснили степень готовности банковского сектора к управлению выявленными рисками. В мире общий балл составил 2,96 (по шкале от 1 (плохо) до 5 (хорошо)). Эксперты отмечают: в целом респонденты сошлись во мнении о том, что «банки принимают меры, но эти меры могли бы быть более эффективными». Показатель по России составляет 2,67. Более низкий балл по сравнению со средним общемировым показателем говорит о более низком уровне готовности. Примечательно, что банковские работники высказывались оптимистичнее о степени своей готовности, нежели аналитики и представители регулирующих органов.
Екатерина МЕТЕЛИЦА
Инфографику и таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.