Азиатские миллионеры усиливают контроль над собственными средствами. В отличие от европейцев толстосумы из АТР предпочитают распоряжаться своим богатством самостоятельно, полагая, что наемные менеджеры меньше смыслят в том, куда лучше инвестировать средства. В результате прибыльность private banking в регионе идет вниз.
По данным Capgemini и Royal Bank of Canada, в быстроразвивающемся АТР сейчас проживает больше всего богачей в мире — 3,37 млн человек. Поэтому не удивительно, что последние годы четыре ведущих глобальных банка — американский Citigroup, британский HSBC и швейцарские UBS и Credit Suisse — исправно расширяли в регионе команду менеджеров private banking, рассчитывая на значительные комиссионные.
Однако в отличие от более доверчивых европейцев азиаты не спешат отдавать кровно заработанные средства в чужие руки, пишет Bloomberg. «Я открыт предложениям банкиров, но чувствую, что сделаю их работу лучше», — подчеркивает бизнесмен Клинтон Энг, который за три года уже отказался от двух управляющих и сократил долю в private banking с 25 до 5% (его состояние оценивается в 80 млн долл.). Разочарование в инвестиционных продуктах и доходностях после кризиса 2008 года подтолкнуло многих азиатов усилить контроль над собственными средствами (средняя доходность по активам, находящимся под управлением банкиров, составляет в лучшем случае 8—12%). По данным The Boston Consulting Group, клиенты из АТР доверили только 4% своих богатств банкирам (в 2006 году эта цифра составляла 7%). Для сравнения, в Европе этот показатель вырос за прошедшие шесть лет с 18 до 23%.
В результате разборчивости азиатов банкам приходится мириться с падением прибыльности в регионе. Так, HSBC, который за четыре года увеличил в АТР число активов под управлением на 25%, заработал в этом сегменте меньше, чем в 2007 году, — 712 млн долл. за управление активами на 33,5 млрд долл. против 748 млн долл. за 26,7 млрд долл. Таким образом, в прошлом году за каждые 100 долл. под управлением их private banking выручил всего 2,1 долл. (снижение показателя на 25%).
Кроме того, рентабельность бизнеса падает, так как азиатские клиенты добиваются более низких комиссионных менеджерам: дело в том, что богатые азиаты в очень редких случаях полностью доверяют средства банкирам, довольствуясь рассылками с общими рекомендациями и предпочитая, чтобы последнее слово в случае инвестиций оставалось за ними. «Менеджеры необходимы, как и секретари, чтобы облегчить торговлю, если вы хотите совершить какую-то сделку. Я хочу сохранять полный контроль», — сказал миллионер Исоу Томас, который доверил банкирам менее 10% своих средств.
Желание самостоятельно распоряжаться своим богатством частично объясняется тем, что азиатские миллионеры чаще всего сами строили свой бизнес, а не получили солидный куш в наследство. Кроме того, азиаты моложе, чем европейские толстосумы, и еще хотят активно развивать свой бизнес. Согласно Capgemini и Merrill Lynch, более 40% азиатских миллионеров не исполнилось еще и 45 лет (в Европе эта прослойка составляет менее 20%). По словам главы отделения private banking в Citigroup в АТР Акбара Шаха, местные бизнесмены до 60% своих средств вкладывают в развитие собственного бизнеса. Если же азиаты все-таки доверяют свои средства менеджерам, то предпочитают, чтобы те инвестировали их в бумаги местных рынков, которые обеспечивают лучшую доходность. Так, за десять лет индекс BSE India Sensitive прибавлял ежегодно по 20%, а Jakarta Composite — по 26%. Для сравнения, MSCI World за тот же период показывал рост менее чем 6%.
Юлия КАЛАЧИХИНА