Банкам предлагается «воспользоваться правом отказа» в предоставлении дистанционного банковского обслуживания тем корпоративным клиентам, у которых не совпадают юридический и фактический адреса. В 2013 году рекомендация может превратиться в обязательное условие работы, говорят представители банковского сообщества.
По словам Алексея Третьякова, председателя Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, у 90% малого и среднего бизнеса города юридический адрес не совпадает с фактическим. Объясняется это просто: начинающие предприниматели создают бизнес, зачастую вообще не имея офиса.
Эксперты опасаются, что в пылу борьбы с фирмами-однодневками ЦБ может навредить малому бизнесу. Зачастую компании, уже готовые переехать в бизнес-центр, не меняют юридический адрес по одной простой причине — это долго и хлопотно. «А если вы несколько раз переезжаете, вам что теперь, всякий раз юридический адрес менять?» — изумляется Алексей Третьяков. Впрочем, дело может быть не только в самой фирме, а, например, в том, что арендодатель не может предоставить официальный договор аренды. Так предпринимателей ставят в положение нелегалов. «А банкам дается лишний инструмент воздействия на фирмы. Например, в ходе рейдерского захвата заблокировать счета компании, у которой юридический адрес не совпадает с фактическим», — рассуждает эксперт.
«В фокус-группу, о которой идет речь в письме ЦБ РФ, входит очень значительная часть российских клиентов. Эта практика — рычаг ЦБ для направления развития частного бизнеса в нужное регуляторам русло», — признает Василий Копосов, специалист отдела инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал».
«В этом вопросе на кредитные организации давно давила Федеральная налоговая служба, основная цель которой — отрезать от банковского обслуживания фирмы-однодневки, используемые чаще всего для ухода от уплаты налогов», — рассказывает Роман Налейкин, персональный брокер ФГ «БКС». «Рекомендация не значит требование, но банки стали ответственнее подходить к изучению фирм», — говорит Роман Налейкин. Как правило, банки, если и находят несоответствие юридического и фактического адресов, сопоставляют объемы операций и штат. Если у организации большие обороты при минимальной численности персонала и отсутствии имущества, то банк откажет такой фирме в обслуживании.
Банки неохотно комментируют эту тему. «Да, такое рекомендательное письмо ЦБ РФ мы получали и приняли его к сведению. Очевидно, что для выполнения рекомендаций требуется изменение нормативных документов всего банка. Пока никаких нововведений в связи с изложенной ЦБ РФ позицией у нас не произошло», — говорят в пресс-службе «ВТБ 24» по СЗФО.
«Открывая расчетный счет, мы проверяем соответствие указанного и фактически занимаемого адреса», — говорит Геннадий Ветров, председатель правления Энергомашбанка.
Председатель совета директоров консалтинговой группы «О. С.В.» Сергей Осутин:
— Многие пользуются юридическими адресами, хотя фактически находятся в другом месте. Безусловно, среди компаний, пользующихся юридическими адресами, есть и фирмы-однодневки. Куда без этого. Поэтому банки уполномочены проверять, находится ли компания по своему юридическому адресу. Часто банковские служащие выезжают с проверкой, когда новая компания открывает счет. Это вполне нормальная практика. Существует рынок услуг по предоставлению юридических адресов. Этим занимаются владельцы офисной недвижимости, которые за 3 тыс. рублей могут предоставить такой адрес на 11 месяцев, выделив на самом деле 1—2 кв. м. В отдельных случаях цена может доходить до 15—20 тыс. рублей — в зависимости от набора дополнительных услуг.
Председатель правления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых:
— С 1 января рекомендации ЦБ РФ могут вступить в силу как обязательные. В частности, согласно этому письму, предлагается изменить размер резервирования по ссудам корпоративным клиентам, если у них не совпадают юридический и фактический адреса. Но ведь у 70% бизнеса эти адреса не совпадают. ЦБ РФ заботится о рисках банков, которые не совсем согласны с этим письмом. Банковское сообщество не готово к таким переменам. Сейчас банки, несмотря на рекламу, неохотно кредитуют малый бизнес, а с принятием такого условия кредитование может и вовсе сойти на нет. Объемы кредитов, выданных, в частности, малому бизнесу, будут сокращаться.
Анна ДЖАНИБЕКОВА, Анна АХМЕДОВА