Минфин придумал, как расширить управляющим пенсионными средствами инвестиционную декларацию. Эти деньги позволят вкладывать в акции первоклассных заемщиков, не включенные в котировальный список высшего уровня, проводить на них сделки репо, а также финансировать этими средствами госкомпании и госкорпорации. До сих пор такие структуры не претендовали на средства будущих пенсионеров.
Проект поправок к постановлениям правительства, регламентирующих вопросы инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, опубликовал в пятницу Минфин на официальном сайте. Из всех предложенных нововведений наиболее интересным экспертам показалось снятие ограничений по инвестированию управляющими компаниями (УК) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) пенсионных накоплений и резервов в облигации некоммерческих организаций. Речь о госкорпорациях и госкомпаниях, говорится в пояснительной записке к документу.
Учитывая, что доходность таких инвестиций вряд ли будет высокой, этот инструмент, по мнению участников рынка, будет востребован теми УК и НПФ, которые аффилированы с госструктурами. Последние, по экспертным оценкам, могут рассчитывать на потоки только пенсионных накоплений в размере 75—100 млрд руб. Если инвестиции в самый консервативный инструмент — ОФЗ находятся в среднем по рынку на уровне 15% от портфеля, а в более рискованные и доходные корпоративные облигации — на уровне 30—60% от портфеля, то доля инвестиций в находящихся между ними по доходности и рискованности облигаций госкомпаний и госкорпораций может составить примерно 15—20% от общего объема пенсионных накоплений, переданных в НПФ (на конец первого квартала — 505 млрд руб.).
Участники рынка по-разному отнеслись к данному предложению. «Облигации государственных компаний — это хорошее вложение. Деньги пойдут на благо страны, они будут иметь долгосрочные гарантии»,— говорит директор НПФ Сбербанка Галина Морозова. «Средства пенсионных накоплений — это единственные реальные деньги в экономике и хороший источник финансирования некоторых государственных программ»,— уверена исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева. Есть и противоположная точка зрения. «Эта поправка — лишь юридическое оформление возможности размещать пенсионные деньги в государственные программы, а не шаг в развитии рынка управления»,— отмечает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Андрей Дьяченко. «Вряд ли это
Прочие содержащиеся в документе Минфина нововведения, по мнению экспертов, выглядят более рыночными. За счет средств пенсионных накоплений предлагается разрешить приобретение акций компаний при их первичном размещении на бирже, заключать сделки репо, приобретать акции эмитентов, обладающих высоким кредитным качеством, но не включенные в котировальный список высшего уровня. «Последнее — очень правильное решение, ведь бумаги того же «Газпрома» не входят в список А1, хотя всем ясно, что это очень надежные бумаги»,— считает господин Дьяченко. «Это расширит наш инструментарий и позволит диверсифицировать портфельные активы»,— считает госпожа Морозова. Впрочем, некоторые из предложенных Минфином объектов для инвестирования — например, использование пенсионных накоплений в сделках репо — участники рынка сочли довольно рискованными. «Сделки репо носят преимущественно краткосрочный, а часто спекулятивный характер, это не лучший инструмент для операций с длинными деньгами»,— считает исполнительный директор НПФ «Стайер» Аркадий Недбай.
Как бы там ни было, все эти поправки имеют смысл только в случае сохранения накопительного компонента пенсии, сходятся во мнении участники рынка. «Если система пенсионных накоплений сохранится, нам будет интересен любой новый инструмент. Если же мы вернемся к распределению, то будет достаточно тех возможностей для инвестирования, которыми мы уже располагаем»,— резюмирует первый заместитель генерального директора УК «Агана» Дмитрий Ретунских.
Мария ЯКОВЛЕВА, Дмитрий ЛАДЫГИН