Заголовок российским банкирам явно не понравится. Кто, как не они, до последнего патрона отстреливались (патриотическими аргументами, конечно) от агентов влияния США и вообще Запада, вероломно и без объявления войны пытавшихся захватить то, без чего российская экономика как именно российская экономика, по твердому убеждению банкиров, не выживет, — их банки. На защиту интересов банков был мобилизован и российский президент, после вмешательства Владимира Путина стало ясно: интересы российских банкиров будут защищены, и никакая ВТО им не грозит. По крайней мере поначалу. Какие же они после этого космополиты!
И все-таки настаиваю на своем. Именно космополиты, хотя и специфические. Они хотят пользоваться всеми благами мировой банковской системы, но при этом отгородить себя от конкуренции западных банков. Позиция понятная. Но она рациональна только в том случае, если российские банки отдают себе отчет в том, что протекционистская стена,
Если ситуацию иллюстрировать, то как еще если не карикатурами?! Каждый знает: уж чего-чего, а денег в России гораздо больше чем достаточно. Почему же тогда как только бюджетный и платежный кризисы в США дополнились еще и кризисом ипотечного кредитования и, соответственно, капиталы, ожидая глобализации кредитного кризиса, стали сматываться с рискованных рынков, каким является и Россия, российские банки столкнулись с острой нехваткой ликвидности? Выросла ли конкурентоспособность, да что там конкурентоспособность — просто работоспособность российских банков с лета 2004 года, когда на фоне все того же денежного изобилия вдруг грянул банковский кризис? Ничуть. И после этого российские банки, которые в гораздо большей степени зависят от условий кредитования на Западе, чем от денежного предложения в России, не космополиты?
Если банки не доверяют друг другу (кредит — это и есть доверие), то они в общем-то и не банки вовсе. Результат печален: чтобы не допустить очередной банковский кризис, российские власти будут подстегивать инфляцию, а инфляция, напомню банкирам, это налог на всех и прежде всего на бедных.
У меня последний вопрос: почему российские бедняки должны отвечать за космополитизм российских банков, конкурентоспособность которых не растет отчасти потому, что силы, брошенные на их защиту, никак не соответствуют их собственным позывам отращивать конкурентоспособность, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня?
Николай ВАРДУЛЬ