Обновить макроэкономический прогноз Минэкономразвития должно в августе. Как рассказал вчера замминистра Андрей Клепач, ведомство может увеличить прогноз по чистому оттоку капитала с $15—25 млрд до $50 млрд — «чуть больше, чуть меньше».
По данным ЦБ, в первом полугодии отток составил $43,4 млрд, причем во II квартале его объем резко упал — до $9,5 млрд с $33,9 млрд. Отток не прекращался 11 месяцев, и впервые деньги пришли в экономику в июне. Приток, по предварительной оценке, составил $5 млрд, говорил «Ведомостям» в начале июля первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Действующий пока прогноз Минэкономразвития означает, что второе полугодие должно было бы закончиться чистым притоком, но чиновники ведомства допускали, что прогноз будет пересмотрен.
«Сейчас надо посмотреть, как будет развиваться ситуация с ценами на нефть», — сказал Клепач. Пока официально Минэкономразвития ждет, что баррель нефти марки Urals будет стоить в этом году $115, в конце июля министр Андрей Белоусов говорил, что прогноз может быть снижен до $106—108 (средняя с начала года — $110,8). В России отток падает вместе с ценой на нефть, валютная выручка в меньших объемах остается за границей, говорит чиновник Минэкономразвития, но так как II квартал оказался хуже ожиданий, прогноз оттока будет повышен.
В кризисном сценарии Минэкономразвития, который вчера описало агентство «Финмаркет», отток в $50 млрд — одно из последствий падения цены на нефть до $80 за баррель и продолжения вялотекущего кризиса в еврозоне. Ситуация в Европе негативно скажется на оттоке, если рынки капитала закроются, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
$50 млрд — достаточно оптимистичная цифра, замечает она, отток носит структурный характер: компании предпочитают инвестировать за рубеж. Но если нефть сильно подешевеет, а вслед за этим усилится спекулятивное давление на рубль, могут добавиться и конъюнктурные факторы, прогноз Альфа-банка — отток в $70 млрд по итогам года.
Уход бизнеса — незначительная часть оттока, не согласен главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: идут выплаты компаний по внешнему долгу, а приток спекулятивного капитала снизился после перехода к гибкому валютному курсу.
Благодаря гибкому курсу отток в случае серьезного падения нефтяных цен может оказаться меньше, чем в прошлый кризис ($130 млрд в 2008 г.), когда уходил спекулятивный капитал, говорит Орлова.
Маргарита ЛЮТОВА, Филипп СТЕРКИН