Статистика способна замаскировать проблемы и дать политикам неверный сигнал, заявил Бернанке на конференции в Кембридже. В экономической политике, как и в науке, удачное решение зависит от точности измерения, но главная проблема — правильно выбрать то, что нужно измерять, считает он.
Традиционные модели нельзя возводить в абсолют, убежден Бернанке, макропоказатели позволяют контролировать удовлетворение материальных потребностей населения и отслеживать экономические циклы, но не дают полной картины: сейчас потребительские расходы и доходы и платежи по обслуживанию долга показывают начало восстановления, но положение граждан остается тяжелым. Мандат ФРС — стабильность цен и рост занятости, она зациклена на инфляции и безработице, рассуждал Бернанке, а нужно замерять уверенность граждан в трудоустройстве, их сбережения и способность противостоять финансовым шокам.
Чтобы оценить эффективность экономической политики и обосновать ее, Бернанке предложил смотреть на экономику счастья и удовлетворенности жизнью, которая лучше отображает благосостояние компаний и домохозяйств.
Среди таких индикаторов Бернанке назвал «индекс счастья» ОЭСР, рассчитываемый с 2011 г. для 34 стран на основе статистики и опросов Gallup (жилищные условия, доходы, занятость, образование, экология, здоровье, эффективность управления, общественная жизнь, безопасность, удовлетворенность условиями жизни, баланс между рабочим временем и досугом), и индекс валового национального счастья Королевства Бутан, где он с 1972 г. заменил традиционный ВВП. Девиз обеих методик — «счастье не купишь».
Показатель удовлетворенности жизнью в России один из самых низких в рейтинге ОЭСР — 5,3 балла из 10 возможных (средний — 6,7), меньше только в Португалии и Венгрии.
Это тренд современной экономической мысли, вздыхает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, удовлетворенность зависит от культуры и множества субъективных показателей: жители КНР всегда счастливы, поскольку отрицательные высказывания считаются дурным тоном, американцы уверены, что критика повышает эффективность работы системы, и всегда недовольны правительством. Менять систему базового экономического анализа бессмысленно, проблема в другом, категоричен Ясин: США переживают трудности перехода от индустриальной к инновационной модели роста и им предстоит понять, что сохранять статус-кво за счет печатного станка нельзя: «Нужно решиться на кризис, в результате которого экономика станет сильнее».
Екатерина КРАВЧЕНКО