Минэкономики больше не ожидает возобновления во втором полугодии 2012 года притока капитала в Россию: замглавы ведомства Андрей Клепач вчера объявил, что ведомство в ближайшее время пересмотрит годовую оценку оттока капитала с текущих $15—25 млрд до ориентировочно $50 млрд. Отток первого полугодия составил $43 млрд. Впрочем, теперь он указывает не столько на конъюнктурные проблемы иностранных инвесторов, сколько на фундаментальные проблемы с инвестированием в России как иностранных, так и российских компаний.
Замглавы Минэкономики Андрей Клепач вчера анонсировал повышение вдвое прогноза оттока капитала из РФ по итогам 2012 года. «Будет около $50 млрд, может быть, чуть больше, может быть, чуть меньше. Все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с ценами на нефть»,— сказал замминистра. При этом он сообщил, что Минэкономики может изменить и прогноз среднегодовой цены на нефть в 2012 году. «Пока в сторону уменьшения. Пока ниже, чем $115 за баррель»,— заявил господин Клепач.
Напомним, исходя из прогнозной цены на нефть в $115 Минэкономики ранее сохраняло прогноз оттока капитала из РФ в текущем году в диапазоне от $15 млрд до $25 млрд. По итогам первого полугодия отток составил $43,4 млрд, при этом во втором квартале он замедлился до $9,5 млрд в сравнении с $33,9 млрд в первом квартале. Это дало главе Минэкономики Андрею Белоусову основания заявить 12 июля, что чистый отток капитала из РФ в июне мог оказаться близким к нулю или даже смениться небольшим притоком и что министерство даже готовится скорректировать годовой прогноз оттока в сторону уменьшения. Более того, комментируя 15 июля отличающийся от данных Росстата позитивный взгляд министерства на динамику ВВП во втором квартале (см. «Ъ» от 16 июля), господин Белоусов связывал ее с замедлением оттока: «Можно сказать, по оценке, которая есть, замедляется отток капитала. В мае показатели макроэкономики были лучше, чем ожидали, и 4% роста ВВП, судя по всему, по второму кварталу являются позитивным результатом»,— говорил министр. Глава ЦБ Сергей Игнатьев ранее также обращал внимание на тенденцию замедления оттока. По его оценке, возможен приток капитала в РФ в некоторые месяцы 2012 года, но в целом ситуация будет зависеть от состояния международных рынков. Официальный прогноз Банка России (по базовому сценарию при цене на нефть в $100 за баррель) на 2012 год — $10,5 млрд.
Очевидно, «триггером» для изменения прогноза оттока капитала стало получение Минэкономики и ЦБ первых оценочных данных по финансовому результату работы компаний в первом полугодии. Напомним, с фактическим переходом ЦБ к политике «плавающего рубля» полностью корректно сравнивать движения по капитальному счету в 2007—2009 годах и 2011—2012 годах невозможно. По крайней мере, для части крупных игроков в России исчезла необходимость держать полученные в экономике РФ прибыли, поскольку политика ЦБ в случае валютных потрясений не предусматривает «жесткой» поддержки курса. Соответственно, если параметры нетто-притока капитала зависят от возможностей инвестировать средства в российские активы, то параметры нетто-оттока — от размера полученной в России прибыли. ЦБ и Минэкономики традиционно запаздывают с изменением прогноза чистого оттока капитала. С большой вероятностью к октябрю 2012 года при сохранении по-прежнему высоких цен на нефть отток капитала из РФ превысит $55 млрд (конечные цифры по году будут зависеть и от политической ситуации в РФ, и от конечной бюджетной конструкции на 2013 год, в которой пока явно завышен прогноз курса рубля, и от осенней сырьевой конъюнктуры). В случае же медленной стагнации или стабильности нефтяных цен у Минэкономики есть отличные шансы дать более или менее точный прогноз оттока при грядущем пересмотре своих цифр.
Вторая составляющая прогноза — развитие европейского долгового кризиса. Напомним, глава ЦБ Сергей Игнатьев в конце июля уже заявлял о том, что более половины ($23 млрд) из оттока за полугодие обеспечили перечисления в ЕС дочерних структур иностранных банков. Сами банки (см. «Ъ» от 27 июля) отрицают, что большая часть этой суммы является «поддержкой» ликвидностью из России материнских структур в Европе, констатируя, что, по крайней мере, часть такого рода оттока — клиентские операции. Тем не менее очевидно, что в случае развития в сентябре-октябре 2012 года европейского кризиса эта составляющая оттока будет сопоставима с достигнутой за прошлое полугодие — и в этом случае при кризисных явлениях в ЕС, сравнимых с событиями весны 2012 года, по итогам всего года отток по капитальному счету может превысить и $60 млрд, то есть быть сопоставимым с цифрой 2011 года — $84 млрд.
При этом в отсутствие крупных сделок российских компаний за пределами РФ ЦБ, в отличие от Нацбанка Китая, столкнувшегося в июле со схожей ситуацией, не может говорить об оттоке как о сознательном «экспорте капитала» — российской экспансии ни в ЕС, ни в США нет, речь явно идет о вынужденных действиях корпоративных игроков.
В любом случае заявление Минэкономики о готовности пересмотреть прогноз оттока — признание того, что на ближайшие месяцы никакого значимого притока капитала в Россию
В действующей курсовой модели, отметим, отток капитала как таковой для экономики менее рискован, чем в прошлые годы. Внешний долг РФ остается сопоставимым со стабильно высокими международными резервами, и к резким изменениям мировой конъюнктуры ЦБ готов в гораздо большей степени, чем в 2008—2009 годах. Проблема лишь в том, что в 2012 году размер оттока капитала уже достаточно хорошо указывает на реальное состояние инвестиционного климата — у аналитиков уже давно нет сомнений в том, что существенная доля оттока генерируется крупными российскими компаниями, в том числе госкомпаниями: даже для них возможности эффективного инвестирования в России ограничены.
Дмитрий БУТРИН, Олег САПОЖКОВ