Банк России плотно отслеживает ситуацию на финансовом рынке, проводя в день по два совещания по ликвидности, заявил вчера председатель ЦБ Сергей Игнатьев. «У нас есть возможность и готовность принять все необходимые меры для погашения так называемой турбулентности, — заверил он, добавив: — Тревоги не ощущаю».
Ставки по кредитам российским корпорациям продолжат снижаться, считает Игнатьев, а вот рост ставок по межбанковским кредитам
ЦБ помогает банкам поддерживать ликвидность. Он снизил размер обязательного резервирования, впервые рефинансировал банк под залог прав требований по кредиту.
Вчера ЦБ сделал еще один шаг — снизил ставку по валютным свопам с 10% до 8% годовых.
Этот инструмент позволяет на день привлечь рубли под залог валюты. Пока не было проблем с ликвидностью, банки мало пользовались им — слишком дорого, вспоминает аналитик «Ренессанс капитала» Алексей Моисеев. Теперь свопы стали актуальны: банки, вероятно в ожидании новых потрясений, запаслись долларами. С января по июнь валютные активы банков выросли на $1 млрд, а за июль — сентябрь — на $18,4 млрд, отмечает экономист «Траста» Евгений Надоршин.
В сентябре у многих банков стали заканчиваться бумаги, под которые можно занимать у ЦБ на аукционах репо, подметил Надоршин, поэтому объем сделок репо с ЦБ в сентябре сократился по сравнению с августом втрое.
ЦБ возобновил покупку долларов и за первые 10 дней октября купил на рынке $8 млрд, рассказал вчера Игнатьев. Банки продают доллары на ММВБ, однако их еще достаточно, чтобы привлекать под них финансирование через свопы, считает Надоршин. Они стали популярны в сентябре: дневной объем торгов на ММВБ достигал $2—5 млрд. В основном сделки проводили между собой банки, а ЦБ участвовал, только когда ставки на МБК достигали 10%. В августе банки заняли у ЦБ на свопах $368,8 млн, данные за сентябрь еще не опубликованы.
Новая ставка повысит привлекательность валютных свопов, хотя они останутся запасным инструментом, а основным источником ликвидности — более дешевое репо, считает Моисеев. «Бумаги для репо остались в основном у крупных банков, так что для них это хорошая новость. ЦБ демонстрирует, что он всегда рядом в трудную минуту», — считает старший дилер МДМ-банка Петр Неймышев. «Раньше потолком [стоимости денег] была ставка рефинансирования — 10%, а теперь, скорее всего, станет ставка по свопам — 8%», — считает Надоршин.
Крайняя мера
До сих пор банки проводили операции «валютный своп» с ЦБ, только когда ставки денежного рынка достигали ставки рефинансирования. Последний раз до кризиса банки пользовались этим инструментом в декабре 2006 г., когда при большом профиците бюджета деньги перетекали с банковских счетов в Федеральное казначейство. Особенно много таких сделок было в апреле — мае 2004 г. — тогда банки заняли у ЦБ $4,9 млрд. В то время
Анна БАРАУЛИНА