Гепрокуратура в рамках борьбы с незаконным выводом средств готовится заключить ряд договоров с контролирующими органами офшорных зон. Мальдивские острова, Панама, Новая Зеландия вскоре потеряют привлекательность для российских бизнесменов и чиновников, которые прячут капиталы за границей.
Российская Генпрокуратура готовится заключить договоры с контролирующими органами ряда офшорных зон по содействию в раскрытии преступлений по отмыванию средств.
«Что касается офшоров, то, по нашим данным, в них по-прежнему оседают миллиарды долларов, вывезенных из нашей страны в результате незаконных финансовых операций. Потому сейчас у нас на подходе межведомственные соглашения с Мальдивскими островами, Панамой, Новой Зеландией. Эта работа будет продолжена», — сказал заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев в интервью «Интерфаксу». Эти договоры добавятся к уже существующим соглашениям о сотрудничестве с генпрокуратурами Доминиканской Республики, Кипра, Шри-Ланки и Люксембурга.
По словам Звягинцева, такое сотрудничество повысит эффективность деятельности прокуратур: «В целом все это призвано защитить интересы россиян и бизнеса, помочь более активной борьбе с отмыванием преступных доходов».
Соглашения предполагают сотрудничество в расследовании уголовных дел, связанных с незаконным выводом средств из России. По объемам выведенных денег Россия занимает второе место в мире.
За 20 лет, c 1990 года, из страны было выведено $798 млрд, свидетельствуют данные Tax Justice Network.
Но, по мнению экспертов, сам факт заключений договоров не остановит незаконные денежные потоки: «Сейчас повышается прозрачность всей системы бизнеса, которая направлена на борьбу с преступлениями. Чем больше подобных соглашений, тем проще государству пресекать противоправные действия. С другой стороны, остается вопрос, насколько эти соглашения на практике повлияют на количественные показатели Генпрокуратуры. Я не увидел эффекта от заключенных ранее договоров», — сомневается партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.
«Любое такое соглашение создает только основу для дальнейшего взаимодействия, как этим будут пользоваться надзорные и карательные органы — это уже другой вопрос», — соглашается Андрей Шпак, партнер и глава налоговой практики Goltsblat BLP. По мнению Кленова,
самый большой интерес представляет договор с Панамой. «Это офшорный центр, и особым спросом там пользуется регистрация судоходных компаний.
Но сам по себе этот факт не противозаконен. Используется ли Панама организованной преступностью? Да, безусловно, но больше ли, чем, например, Мальта, — я не уверен», — говорит эксперт.
«Но Панама имеет не идеальный привкус, серьезные бизнесмены используют страны с более надежной репутацией — Швейцарию, Люксембург, Голландию, острова английского правоприменения», — отмечает Шпак. Новая Зеландия имеет неплохую глобальную репутацию, там интересный трастовый режим, добавляет он.
«Однако Новая Зеландия, как и Мальдивы, не пользуется серьезным спросом, эта страна не особенно примечательная в плане международного сотрудничества, капиталооборота», — оценивает Кленов.
Эксперты аудиторских компаний отмечают, что после заключения соглашений между Россией и офшорными зонами клиенты стали волноваться и задавать вопросы, но не стали переводить свои бизнесы в те зоны, с которыми еще нет практики сотрудничества между прокуратурами и налоговыми органами.
Юлия ОРЛОВА