КРСК, дочерняя компания Внешэкономбанка, намерена восстановить забытую на долгое время группу курортов федерального значения в Ставропольском крае. По заказу КРСК российский офис американской консалтинговой фирмы McKinsey подготовил проект концепции развития региона до 2025 года. На первом этапе, как сообщила КРСК в Минрегион (письмо есть в распоряжении «Известий»), был проведен анализ состояния советских курортов и предложены примерные сценарии его развития на ближайшие 13 лет. В состав Кавказских Минеральных Вод сейчас входят часть Ставропольского края (Минводы, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов), несколько районов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
В ближайшее время концепцию должны согласовать с министерствами и ведомствами и приступить ко второму этапу — конкретным проектам. Как говорится в техническом задании КРСК для McKinsey, планируется восстановить не только курортную инфраструктуру — санатории, гостиницы, лечебно-оздоровительные комплексы, — но и систему добычи и поставки минеральной воды и лечебных грязей. Кроме того, ВЭБу придется вложиться в инженерные коммуникации — водоснабжение, энергетические системы, канализацию, а также в восстановление автодорог и, возможно, аэропорта.
ВЭБ, скорее всего, будет вкладывать не только свои средства. Обычно КРСК является посредником между инициаторами проекта и инвесторами, иногда выступая в качестве участника проекта, предоставляя акционерное финансирование в размере не более 49% от размера капитала оператора проекта. Этот проект обещает стать крупнейшим начинанием КРСК, у которой сейчас в портфеле десяток проектов на 80 млрд рублей.
В среднесрочной перспективе, с учетом масштаба задач, инвестиции могут составить как минимум сотни миллиардов рублей, — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Кавказу будут придавать «лечебный» имидж
Для популяризации восстанавливаемого курорта компания намерена также заказать три маркетинговых плана — по продвижению услуг самих курортов, по формированию сбытовой схемы для путевок и по развитию бренда курортов Кавминвод. При этом КРСК намерена не только создать бренд самого региона как места для лечебного отдыха, но и продвигать марки минеральной воды и целебных грязей. Рекомендации для развития рынка розлива питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной воды уже разработаны.
Во сколько обошлись услуги McKinsey и сколько будет вложено в рекламные кампании для Кавминвод, в КРСК не пояснили. Научный руководитель Гильдии маркетологов Александр Панкрухин считает, что если компания ограничится созданием эмблемы и слогана для воды и грязи Кавказа, то достаточно и 500 тыс. рублей.
Если это комплексная программа брендинга, это может быть 3—5 млн рублей, — говорит эксперт. — Кавминводы — регион большой. В Омской области, где администрация заказывала бренд региона и получила медвежью лапу, было заявлено 12 млн рублей, при проведении тендера цена снизилась до 10 млн рублей. Кампании на отдельные продуктовые линейки могут стоить от 2 млн до 3 млн рублей.
Пару лет назад бренд «Экологически чистая продукция Северного Кавказа» был разработан совместно с Минпромом и Минсельхозом в рамках реализации стратегии развития Северного Кавказа до 2025 года. Конкретных решений по выпуску продукции под логотипами республик округа принято не было, однако Хлопонин также недавно обещал его реанимировать. Представители КРСК сообщили «Известиям», что Хлопонин будет принимать итоговый вариант концепции в сентябре. В июне чиновник говорил, что разрабатываемый проект по Кавминводам будет включен в госпрограмму развития Северного Кавказа или обособится в отдельную госпрограмму.
Мария ЖЕБИТ