Всегда приятно пообедать в ресторане, куда любят ходить местные жители. Между тем, хотя инвесторы по-прежнему вкладывают средства в развивающиеся рынки в поисках роста доходности и стабильности государственных финансов, столь редкой среди развитых стран в последнее время, есть нечто тревожащее в том, что капитал ряда стран утекает через ту же дверь.
Заместитель министра экономики России Андрей Клепач сказал в понедельник, что правительство может удвоить прогноз оттока чистого капитала в 2012 году, доведя его до $50 миллиардов. Эта сумма скромнее прошлогодней на уровне $80,5 миллиарда, и значительно ниже худших показателей 2008—2009 годов, но деньги продолжают покидать РФ стремительными темпами.
Однако, после десяти лет одностороннего движения Китай тоже начал отмечать нерегулярные всплески оттока капитала. На прошлой неделе валютный регулятор Китая сообщил, что капитальный и финансовый счет КНР во втором квартале продемонстрировали дефицит в $71,4 миллиарда, тогда как в первом квартале профицит составил $56,1 миллиарда.
Возможно, как предполагают власти, это здоровый двусторонний поток, поскольку смягчение ограничений на перемещение капитала через границу поощряет местные компании и инвесторов делать зарубежные вложения.
И, поскольку валютные резервы Китая и России превышают $3 триллиона и $500 миллиардов соответственно, эти страны пока имеют значительные «подушки безопасности».
Но отток капитала создает диссонанс со стремительным притоком денег, которые вкладываются в поисках высокой отдачи.
Для тех, кто скептически относится к развивающимся рынкам, все это является показателем глубоко укоренившегося риска, которого инвесторы должны, по меньшей мере, остерегаться.
«По мере притока внешнего капитала, внутренний капитал уходит. История говорит, что местные жители лучше понимают реальное состояние дел в стране, — сказал Джон-Пол Смит из Deutsche Bank. — Их беспокойство по поводу базовой нормы доходности инвестиций… и безопасности благосостояния — все это объясняет, почему я по-прежнему встревожен акциями развивающихся рынков».
Смит не единственный, кто придерживается подобного мнения, так как нервы инвесторов в этом году напряжены
«У Китая в избытке домашних проблем, — сказал Ричард Куксон из Citi Private Bank, указав, в числе прочего, на кредитный и жилищный пузырь, снижение профицита текущего счета и резкий рост денежной массы. — Соедините все это и, насколько мы можем видеть, ясно, что это предвещает неприятности».
Инвесторы уходят ночью
Так что же, говорят ли нам национальные деньги о чем-то, что остальной, стремящийся к наживе мир не желает слушать?
Разбивка потоков средств, идущих на развивающиеся рынки, говорит о более тонких нюансах.
Именно развивающиеся рынки облигаций — и в конвертируемой валюте, и в местной — оказались «звездами» 2012 года, получив к настоящему времени суммарную доходность в долларах в размере 13 и 11 процентов на фоне исхода инвесторов с долговых рынков Запада, охваченных кризисом.
Микро-страхам о возврате на капитал противостоит макро-картина развивающихся рынков. Главной приманкой остаются стабильные суверенные кредитные рейтинги, высокие валютные резервы и ожидаемый Международным валютным фондом экономический рост в этом году на уровне 5,6 процента, что в 4 раза превышает скорость развитых экономик.
«Природа развивающихся рынков такова, что они могут быть изменчивыми время от времени, но я не предвижу изменений в направлении этих потоков в обозримом будущем. Зачем отворачиваться от такой доходности?» — задается вопросом Кевин Дейли из Aberdeen Asset Management.
Немаловажно, что 80 процентов средств, поступающих на рынок облигаций развивающихся стран, приходят в виде конвертируемой, а не местной валюты.
Другими словами, инвесторы хотят воспользоваться аппетитными базисными пунктами, избежав риска местных валют, связанного с неожиданным оттоком капитала, нормативными изменениями, чрезмерным государственным влиянием или вмешательством. Потери к доллару, которые понесли валюты развивающихся стран с начала 2012 года, включая индийскую рупию, китайский юань и бразильский реал, свидетельствуют в пользу такой инвестиционной стратегии.
Доходность акций развивающихся рынков составила 8 процентов с начала года, но это намного ниже, чем доходность Уолл-стрит и рынка облигаций. Компания EPFR сообщила в понедельник, что фонды акций развивающихся рынков переживают изъятие долей уже 22 месяца подряд,
Турция, Мексика и Польша, возможно, показывали хорошие результаты в этом году, но китайский и бразильский индексы остаются в минусе, а российский — отстает от других, показав рост на 3 процента.
Более того, фондовые индексы развивающихся рынков практически не изменились с начала 2010 года, тогда как S&P500 подскочил на 25 процентов.
Если после этого выводящие капитал местные
Майк ДОЛАН, Суджата РАО, перевод Юлии ЗАСЛАВСКОЙ
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.