В Госфонде хранится часть золотого запаса страны. Гохран отвечает за регулярное пополнение этого стратегически важного резерва. При необходимости золото можно достаточно быстро продать, а вырученные деньги пустить на нужды государства.
В начале августа Гохран объявил электронный аукцион на закупку золотых слитков почти на миллиард рублей. Заявки принимаются до конца месяца. Однако в самом ведомстве не исключают, что в этом году желающих продать золото государству может вообще не найтись. Как уточнили «РГ» в Гохране, пока не поступило ни одной заявки.
Проблемы с закупкой желтого металла у Гохрана были и раньше. Потому что сдавать свою продукцию государству золотодобывающим компаниям не очень-то выгодно. Они традиционно отдают «право первой ночи» банкам, которые предлагают гораздо более интересные условия. К примеру, дают аванс в 50 процентов стоимости покупки, тогда как Гохрану до недавнего времени разрешалось выплачивать всего 30.
Теперь ситуация усложнилась еще больше. Как рассказал «РГ» источник в Гохране, с нынешнего года ведомству вообще запретили авансировать покупки и обязали приобретать золото строго в рамках 94-го закона о госзакупках. «Раньше мы платили аванс, цена фиксировалась, по этой стоимости мы и покупали золото, — рассказал «РГ» представитель ведомства. — Пусть не так много, как хотелось бы, но все-таки сделки шли. Теперь нужно проводить аукцион. Его особенность в том, что выигрывает тот, кто предлагает наименьшую цену за товар. Но применительно к золоту это абсурд! Есть твердая цена — лондонский фиксинг. Трудно представить, что
Как пояснил «РГ» председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба, лондонский фиксинг устанавливается на основе анализа спроса и предложения дважды в день маркет-мейкерами — представителями пятерки крупнейших мировых банков. Фиксинг — одно из ключевых понятий на рынке драгоценных металлов. Его значения используются в качестве ориентира для установления цены на драгметаллы, в том числе и на золото, по всему миру. Исходя из них, определяется и стоимость, по которой желтый металл для Госфонда приобретает российский Гохран.
В самом ведомстве считают, что правила закупок нужно срочно менять. «Мы написали массу писем, в том числе и в минэкономразвития, предлагая предусмотреть особые условия. Ведь речь идет о государственных запасах. Реакции пока никакой, — констатировал собеседник «РГ». — Если все так и останется, у российского правительства просто не будет золота».
Сергей Кашуба, комментируя ситуацию «РГ», отметил, что золотодобытчики идут туда, где условия лучше. «Ориентироваться на Гохран они перестали еще с конца 90-х, поскольку есть более выгодные партнеры — банки, — констатировал он. — Требования 94-го закона применительно к Гохрану вообще лишили его возможности скупать золото конкурентно. До тех пор, пока закон не поменяют, не создадут условия, которые бы заинтересовали участников рынка, ничего не изменится».
Тем временем интерес к желтому металлу в мире не снижается. Наоборот, неуверенность в стабильности глобальной экономики, потрясения на финансовых рынках подогревают его еще больше.
Золотом запасаются инвестиционные фонды, банки, правительства. В государственных резервах разных стран объемы этого металла год от года постоянно растут. Сейчас в общей «копилке» сосредоточено 30,9 тысячи тонн. Для сравнения, за всю историю существования человечества из недр планеты извлекли 166,6 тысячи тонн.
Большая часть запасов драгоценного металла в госрезервах — 84,8 процента — приходится на развитые страны. Но расклад меняется. В 2011 году на увеличение общего золотого запаса мировых держав больше всего повлияли покупки стран с формирующимися рынками. Они приобрели 358,8 тонны. По оценкам экспертов, за последние 10 лет — это рекордный объем.
Самыми активными покупателями были Мексика, Таиланд, Корея, Казахстан. Больше 94 тонн золота в прошлом году приобрела Россия.
Есть на карте мира и страны, у которых, по данным на начало этого года, в резервах вообще не было желтого металла. Это Новая Зеландия, Норвегия, Хорватия, Армения и Молдова.
Сейчас в общей «копилке» стран мира сосредоточено 30,9 тысячи тонн золота
Юлия КРИВОШАПКО