Правительства продают доли в частных предприятиях, но одновременно покупают другие, отмечает профессор университета Оклахомы Уильям Мэггинсон. Несмотря на то что правительства считают покупку вынужденной — «заставила острая фаза кризиса», выкуп активов финансового сектора государством продолжается: последний пример — решение Бельгии, Франции и Люксембурга по спасению франко-бельгийского банка Dexia в ноябре прошлого года.
По данным Privatisation Barometer, в 2011 г. было совершено 49 приватизационных сделок стоимостью $80,5 млрд, 30% из них пришлось на финансовый сектор, самой крупной была продажа акций страховой компании AIG за $8,7 млрд, которая позволила снизить долю ФРС с 92 до 77%. Наименее успешной в Privatisation Barometer считают трехлетнюю программу продажи госактивов в Греции, оценка доходов от которой была снижена с 50 млрд до 19 млрд евро.
В рейтинге крупнейших приватизационных сделок есть две российские: на третьей строчке списка продажа 75% Первой грузовой компании («дочки» РЖД) за $ 4,2 млрд, конкурс на которую выиграла Независимая транспортная компания Владимира Лисина, на седьмой — продажа пакета акций ВТБ за $3,27 млрд.
В последнее время покупателем госактивов все чаще выступают суверенные фонды. В апреле минфин Франции продал 26,32% акций государственной почты La Poste национальному суверенному фонду Caise des Depots et Consignation за $2,11 млрд, в декабре прошлого года Португалия продала 21% компании Energias de Portugal китайской Three Gorges Corporationза за $3,52 млрд.
Часть сделок стоимостью более 34,6 млрд, в том числе по продаже транспортных сетей, водоснабжения и электросетей, были отложены или отменены в 2011 г., пишет Privatisation Barometer. Многие правительства поддерживают приватизацию, но как только их начинают обвинять в продаже фамильного серебра, они готовы отступать от планов, считает Мэггинсон. Замедлилась и активность инвесторов, отмечает профессор Туринского университета Бернардо Бортолотти: «Если вы считаете, что еврозона обречена, вы будете избегать покупок европейской госсобственности».
Реализовать амбиции правительств по продаже активов мешала оппозиция или профсоюзы, отмечает Privatisation Barometer: любой трудовой коллектив, имеющий профсоюз или пенсионные обязательства, может заблокировать продажу. Так, городской совет Мадрида отложил запланированную приватизацию системы водоснабжения после проведения референдума, который показал, что 99% участников были против продажи.
Приватизация проводится с целью повышения доходов казны или по идеологическим причинам, но нет доказательств того, что продажа госсобственности в частные руки повышает эффективность управления имуществом или производительность или обеспечивает более высокий доход на капитал, говорит Дэвид Холл из университета Гринвича.
Екатерина КРАВЧЕНКО