При этом базовый сценарий предполагает, что рост ВВП по итогам этого года составит 3,5%, а рубль подешевеет относительно доллара на 10% (а это, как констатируют в Moodys, фактически уже произошло в июне). Рост кредитных портфелей банков по базовому сценарию составит 15% (против 30% по итогам 2011 года), в том числе
По негативному сценарию Moodys капитализация банков может уменьшиться до 4,5% (при минимально допустимом регулятивном уровне 10%) — такое развитие событий возможно в случае повторения кризиса 2008—2009 годов. Аналитики агентства прогнозируют, что рубль в случае развития негативного сценария может обесцениться на 30%, а годовой ВВП — сократиться на 5%. Рост кредитных портфелей банков составит всего 5%, в основном за счет госбанков. В отчете также отмечается, что при негативном сценарии госбанки, скорее всего, будут получать системную поддержку властей, в то время как частные банки вряд ли смогут рассчитывать на такой же объем помощи. Впрочем, как считают эксперты, вероятность развития негативного сценария пока невысока: она может возрасти в случае эскалации долгового кризиса зоны евро.
— Основной негатив во втором полугодии может исходить от проблемных стран ЕС, при обострении ситуации в которых снова резко вырастет волатильность мирового финансового рынка, — рассказал аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский. — На внутреннем рынке России это приведет к усилению оттока капитала и усугублению дефицита ликвидности банковского сектора, также может возникнуть дополнительное давление на курс рубля. Однако сейчас вероятность такого развития событий не очень высока. Флагманы европейской экономики, а также международные финансовые организации делают все возможное, чтобы ситуация в Европе оставалась стабильной.
Дефицит ликвидности в стране, связанный в том числе с продолжающимся оттоком капитала, отмечает и российский Центробанк. Об этом заявил глава Банка России Сергей Игнатьев на первом заседании экономического совета при президенте. По данным регулятора, чистый вывоз капитала за первое полугодие составил 43,4 млрд долларов. Вместе с тем, ЦБ не считает необходимым принятие каких-либо дополнительных мер по предотвращению вывоза капитала. «Вывоз капитала — это не преступление, и вообще в абсолютном большинстве случаев я не вижу ничего предосудительного, если человек заработал деньги, заплатил все налоги, а потом купил, скажем, квартиру на побережье Болгарии», — сказал Игнатьев. Однако часть вывода капитала, по словам главы ЦБ, связана с криминальными схемами, и с этим ведется серьезная борьба.
Говорить о том, что денег в банковской системе нет, нельзя, считает замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг, но их объем действительно сокращается. «Достаточность денег зависит от многих факторов, в том числе от роста потребительской активности, что подтверждается высокими темпами роста потребкредитов, снижением уровня доли сбережений в структуре использования доходов населения до уровня середины 2008 года», — отметил эксперт. Он пояснил, что само ожидание новой волны кризиса должно поумерить потребительские аппетиты, снизив давление на отток средств из банковских депозитов и спрос на кредиты. «Нельзя исключать, что для удержания существующих вкладчиков и для вовлечения во вклады огромного объема наличных денег банки могут повысить ставки по депозитам», — предположил Кенигсберг.
Еще одной проблемой российской банковской системы, влияющей на ликвидность, остается растущий разрыв между фондированием и кредитованием, который банки вынуждены покрывать за счет заемных средств ЦБ. Этот дисбаланс вызван чрезмерным ростом кредитного портфеля, темпы которого намного опережают рост депозитов. Как пояснил начальник отдела макроэкономических исследований ОТП Банка Родион Ломиворотов,
По мнению экспертов, по опыту прошлого кризиса российские банки ждут, что в случае реализации негативного сценария Банк России начнет в очередной раз «заливать» банковскую систему беззалоговыми кредитами. «Возникает своего рода финансовый инфантилизм — зачем самим управлять своими рисками, когда за вас подумал Старший Брат? На мой взгляд, в случае кризиса поддерживать необходимо банки, осознающие, зачем им нужны государственные средства, и эти цели совпадают с интересами государства (продолжение кредитования надежных отечественных производителей, минимизация системных рисков и т. п.). Для этого необходим бизнес-план банка и надзор за его реализацией со стороны кредитора», — отметил Роман Кенигсберг. По его словам, банки и их клиенты находятся во взаимосвязанной системе, поэтому выборочность господдержки может привести к реализации системных рисков, в том числе на уровне отдельных регионов или отраслей. Впрочем, как заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев, сегодня необходимости в предоставлении коммерческим банкам «длинных» денег в качестве антикризисной меры в России не существует. «Что касается длинного рефинансирования, трехлетних денег, что Европейский центральный банк дал коммерческим банкам Европы, то это специальная, очень специальная антикризисная мера. У нас нет такой ситуации. Мы никаких специальных инструментов такого рода, похожих на европейские, не предлагаем», — сказал Игнатьев.
Евгения НОСКОВА