Вероятно, это связано с тем, что сейчас стало очевидным замедление российской экономики, что было не столь очевидно еще некоторое время назад, рассуждает стратег «Уралсиб кэпитал» Вячеслав Смольянинов. Недавно Минэкономразвития объявило о замедлении темпов роста ВВП во II квартале до 3,9% против 4,9% в годовом сопоставлении по итогам I квартала 2012 г. Скорее всего, стоит ожидать дальнейшего замедления роста во втором полугодии 2012 г., прогнозируют аналитики «Ренессанс капитала» и Российской экономической школы в совместном обзоре. Это обусловлено более низким уровнем потребительских расходов, поскольку растущая инфляция приведет к снижению реальной покупательной способности; также замедлится рост потребительского кредитования.
Кроме того, инвесторы выбирают те рынки, которые именно сейчас выгодны для вложений, а в условиях значительного падения котировок многих европейских рынков для них выгоднее вкладываться в европейские компании, ситуация в которых более понятна. В этом смысле России тяжело конкурировать с недорогими и достаточно сильными европейскими компаниями, добавляет Смольянинов. По данным Bank of America Merrill Lynch, число инвесторов, которые с оптимизмом смотрят на перспективы мировой экономики в течение ближайшего года, выросло по сравнению с июлем на 28% и это самый значительный рост с апреля — мая 2009 г., времени выхода мировой финансовой системы из наиболее глубокой фазы кризиса.
Но России это пока не помогает. Интерес снижается, констатирует стратег Citi Андрей Кузнецов, это видно и по объемам торгов на Московской бирже. По данным ЦБ, в первом полугодии 2012 г. совокупный оборот на вторичном рынке акций уменьшился на 23% по сравнению с показателем января — июня 2011 г. и на 34,7% по сравнению со вторым полугодием 2011 г. Продолжился чистый отток иностранного капитала со вторичного рынка акций, в первом полугодии утекло $600 млн. Макроэкономическая ситуация неплохая, но до президентских выборов у инвесторов были надежды на реформы, были обещания, но пока рынок ничего не видит, что вызывает разочарование, добавляет Кузнецов. Очевидно, что сейчас российский рынок отвязался от цен на нефть и теперь торгуется с дисконтом и это именно политический дисконт, резюмирует стратег.
Антон ТРИФОНОВ