Рост выпуска превзошел полугодовой показатель (3,1%; за январь — июль — 3,2%). А очистка данных от сезонных факторов показала ускорение темпов роста в июле до 0,9% после нуля в июне, что заметно выше средних темпов I и II кварталов (0,2 и 0,3% соответственно).
Никакого изменения тренда не произошло и никакого роста тоже не было, говорит Владимир Сальников из ЦМАКП: в июле было на один рабочий день больше, чем годом ранее, дополнительный день обеспечил промышленности до двух третей роста. Подобное происходило в феврале и мае, когда статистика также фиксировала внезапный скачок, сменявшийся затем спадом или нулевым темпом. Оценка ЦМАКП квартальных темпов скромнее, чем у Росстата: после 0,2% в январе — марте рост выпуска замедлился до 0,1% во II квартале, что фактически означало переход к стагнации; июльские темпы также остались на уровне нуля. Помимо календаря на июльские данные могло повлиять завершение производственного цикла в сегменте электрооборудования (3-5-кратный скачок выпуска паровых турбин и котлов), продолжает Сальников: «Все это чисто конъюнктурные факторы».
По оценкам ЦМАКП, среди аутсайдеров, показавших максимальное среди отраслей снижение выпуска за последние три месяца, оказалась пищевая промышленность, темпы восстановления которой после кризиса были одними из самых быстрых; а также выпуск транспортных средств и оборудования. В июле одной из главных опор индустрии оставался рост потребительского спроса, хотя ускорение роста обрабатывающего сектора в целом (5,7% против 3,4% в июне; к тем же месяцам 2011 г.) обусловлено низкой базой (5,5% в июле-2011 против 7,1% в июне-2011), замечают аналитики ING.
Промышленники не унывают: индекс предпринимательской уверенности, по данным Росстата, впервые в этом году вышел из минуса; а прогнозы продаж, по данным опросов руководителей предприятий Институтом Гайдара, улучшились впервые за четыре месяца. Промышленность, похоже, ожидала худшего, поэтому скромное снижение продаж было воспринято позитивно, объясняет рост оптимизма Сергей Цухло из Института Гайдара. В то же время предприятия продолжают сокращать избыточные запасы, т. е. готовятся к снижению спроса, отмечает он.
К таким же выводам пришел Александр Морозов из HSBC на основе опросов менеджеров по снабжению предприятий промышленности (на анализе опросов основывается индекс PMI), зафиксировавших ускоренное снижение запасов: «Производители готовятся к трудным временам заранее». Не исключено, что во втором полугодии внутренний спрос замедлится, так как ускорение инфляции приведет к снижению покупательной способности россиян, полагает Морозов. В июле именно рост внутреннего спроса обусловил повышение индекса PMI с 51 до 52 баллов (выше 50 — рост, ниже — спад), тогда как производители промежуточной продукции снижали объемы выпуска
Вышла в ноль
Инфляция за неделю по 13 августа замедлилась до нуля благодаря сезонному удешевлению плодоовощной продукции. Рост цен на муку, хлеб, пшено ускорился. Урожай зерновых, по пессимистическому прогнозу Минсельхоза, может составить 75 млн т при объемах внутреннего потребления в 70 млн т.
Ольга КУВШИНОВА