При этом Ясин, отмечая, что на «общекризисном» фоне Россия выглядит сравнительно прилично, предостерегает, что в новый посткризисный мир наша так и не модернизировавшаяся сырьевая держава может и не вписаться. Своими прогнозами и оценками по этому поводу эксперт поделился в ходе онлайн-конференции, организованной РИА Новости.
О ценах на нефть
Падения цены на нефть до 60 долл. за баррель (как предполагается по кризисным сценариям Минэкономразвития и Минфина) не будет. А если будет, то на один-два года. Длительная тенденция ведет к повышению цен на нефть, потому что нефть — один из важнейших невоспроизводимых минеральных ресурсов.
Об инфляции
Я думаю, что мы можем не уложиться в запланированные 6%.
О валютной корзине простого человека
Свои не очень большие накопления я поделил на три части: доллары, евро и рубли. Храню во всех валютах. Поскольку сбережения невелики и я не работаю на финансовых рынках, считаю, что обычный гражданин примерно так и должен поступать.
О ценах на европейские товары
Ситуация на европейских рынках довольно сложная. Европейские товары довольно дороги в сравнении с трудовыми издержками. Поэтому во многих странах они сталкиваются с сильной конкуренцией развивающихся стран. Россия — один из главных рынков для европейских товаров, поэтому я не ожидаю роста цен на эти товары в России. Во всяком случае решение о повышении будет исходить не от Европы, а от российских оптовиков, торговцев, которые и так поддерживают слишком высокие цены на товары, импортируемые из Европы.
О «второй волне экономического кризиса»
На мой взгляд, боязнь, что России попадет в некую «вторую волну», — следствие того, что в последние десятилетия наша страна была подвержена очень серьезным кризисным явлениям. Но, на мой взгляд, ничего подобного нас не ожидает в ближайшее время, во всяком случае никаких кризисных явлений, которые превышали бы то, что сейчас происходит в Европе. Я полагаю, что ближайшие последствия мирового экономического кризиса (который действительно может быть очень долгим) для нас не опасны.
О тактических преимуществах России
Сейчас ситуация складывается благоприятно для России. В стратегическом плане перед нами стоят большие проблемы, и нужно принимать серьезные усилия для их решения. Но в тактическом плане сейчас — когда имеет место острый кризис в Европе, когда в США растет государственный долг, когда сокращаются темпы роста экономики Китая — Россия выглядит не так плохо. Во-первых, Россия имеет серьезные природные ресурсы, которые пользуются спросом. Во-вторых, наш потребительский рынок (конечно, не такой, как в Китае, но довольно существенный) привлекает бизнесменов. Есть факторы, снижающие нашу привлекательность, это прежде всего политические факторы — неблагоприятный инвестиционный климат, постоянные угрозы вмешательства государства, угрозы коррупции и т. д.
Лично я предполагаю, что факторы, обусловливающие прирост, в течение какого-то времени будут превалировать. Это вызовет большой приток капиталов. Но если мы не решим проблему повышения привлекательности российской экономики, если мы не создадим благоприятные условия для деловой активности, то у нас нет перспектив. Это главная стратегическая проблема.
О страхе как традиции
Вообще бизнес в России привык бояться власти. Я недавно читал воспоминания английского путешественника Джильса Флетчера, который побывал в нашей стране за 200 лет до Петра I. Ситуацию на российских рынках он описывает так же, как ее сейчас описывают наши бизнесмены.
О долгом кризисе, новой экономике и России, не попавшей в «высшую лигу»
Начиная с 2001 года, когда террористы атаковали Всемирный торговый центр, мир вступил в полосу кризиса, который имеет серьезное значение для всей мировой экономики. Закончилась стадия индустриального развития, началась инновационная стадия, этот переход сопровождается бурным ростом экономики развивающихся стран, которые проникли на все мировые рынки. Действия Федерального резерва США в 2001 году создали видимость спокойного развития посредством снижения учетной ставки процента. В 2008-м этот период закончился, а сам по себе кризис остался и продолжается.
Источник кризиса не в России, но наша страна — член мирового экономического сообщества и поэтому несет потери вместе со всеми. Наша беда в том, что к этому моменту мы оказались не в высшей лиге мировой экономики. В течение многих лет мы накапливали отставание, будучи под обаянием высоких цен на нефть, дешевых кредитов (которые мы могли получать до 2008 года), и не создали предпосылок для роста в инновационную эпоху.
Кризис будет продолжаться достаточно долго, но не следует ожидать того, что мы будем сталкиваться с какими-то очень большими проблемами, со снижением уровня жизни. Принципиальной опасностью для нас является то, что мы не сможем провести модернизацию
Михаил МОШКИН