Согласно законопроекту они должны иметь специальную лицензию, нести ответственность за сохранность средств, сформировать гарантийный фонд, предлагать четыре типа пенсионных программ, которые должны пройти регистрацию, обеспечивать выплаты накоплений на срок не менее 10 лет либо бессрочно.
В проекте нет возмутившей экспертов нормы, что привлекающие пенсионные средства организации должны быть коммерческими (что требовало бы ликвидации НПФ как некоммерческих организаций). Законопроект в целом похож на попытку упорядочить то, что и так существует в законодательстве, рассуждает Федор Наумов из УК «Капиталъ»: например, описанный порядок выплат дублирует «выплатной закон». Нормы о лицензировании, регистрации пенсионных схем тоже содержатся в действующем законодательстве, добавляет председатель совета директоров НПФ «Европейский» Евгений Якушев. Однако из проекта закона непонятно, о какой именно лицензии идет речь, указывает он: получается, вводится какая-то новая лицензия, а все нынешние участники рынка — НПФ и страховые компании — станут нелегитимными и не смогут ни принимать взносы, ни выплачивать пенсии.
Другое новшество — создание гарантийных фондов, управлять которыми должна саморегулируемая организация. НПФ раньше не имели права создавать их, теперь же будут обязаны это делать на базе Национальной ассоциации пенсионных фондов, говорит Наумов: т. е. создать аналог Агентства страхования вкладов, однако не ясно, как именно и за счет чего будут формироваться гарантийные фонды. Также из проекта непонятно, в течение какого времени НПФ обязаны гарантировать сохранность средств — к концу периода инвестирования или в конце каждого года.
В пояснительной записке к документу указано, что его разработка «связана с необходимостью обеспечения и защиты прав физлиц на пенсионное обеспечение». Получается, что сейчас их права не защищены, возмущен Якушев: «Система регулирования НПФ, по мнению ОЭСР, соответствует международным стандартам». «Это какая-то демагогия», — считает он: с одной стороны, проект повторяет уже содержащиеся в законодательстве нормы, с другой — радикален, так как новое лицензирование может убить рынок. Наумов не исключает, что «убить рынок» может отказ от обязательных пенсионных накоплений, если развитие добровольных схем не будет сопровождаться налоговыми льготами.
Ольга КУВШИНОВА