До сих пор этот состав преступления был исключен из Уголовного кодекса. За ужесточение наказания выступает Росфинмониторинг. Ведомство разработало целый пакет радикальных и масштабных «антиотмывочных» поправок, меняющих нормы Уголовного, Налогового, Административного кодексов и ряд ключевых законов. Документ опубликован на сайте министерства экономического развития для публичного обсуждения. До 30 августа эксперты могут высказать по нему замечания. Затем законопроект будет направлен в правительство и в Госдуму. Большинство новаций нового закона должно вступить в силу сразу после опубликования. Цель — борьба по всем фронтам с незаконными финансовыми и валютными потоками, отмывкой денег фирмами-однодневками и конечными выгодоприобретателями, выводом их за границу — в офшоры. Причем по незаконным валютным операциям бороться предполагается по периметру всех стран — членов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Таможенники в связи с этим могут получить новые серьезные права.
В частности, меняется понятие крупного (в 1 миллион рублей) и особо крупного размера неуплаченных таможенных платежей (3 миллиона рублей) за товары и уголовная ответственность за это преступление. Предлагается и новая уголовная статья за перечисление иностранной валюты или рублей за границу на счета нерезидентов по фиктивным документам. С лишением свободы до 10 лет, если деньги переводятся в особо крупных размерах (свыше 30 миллионов рублей). За контрабанду наличных денежных средств или ценных бумаг — то же наказание.
По отдельным «антиотмывочным» статьям также предлагается снизить порог крупного размера с 6 миллионов рублей до 600 тысяч рублей.
Соответственно, расширяются полномочия налоговых и таможенных органов, силовых ведомств, самой финразведки. Например, одно из ключевых изменений, которые ожидают граждан-физлиц — это отмена запрета на банковскую тайну. Финразведчики с одобрения налоговиков, которые пробивают эту поправку не один год, предлагают обязать кредитные организации в течение трех дней предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о движении денег по счетам и вкладам, включая электронные переводы, тех граждан — физических лиц, в отношении которых проводится налоговая проверка, или принято решение о взыскании с них налогов. Таким образом налоговые органы получат доступ к счетам и вкладам любого клиента банка. Налоги в бюджет будут взыскиваться быстрее и в полном объеме. Сейчас у налогового органа таких рычагов нет. По Налоговому кодексу банки вправе предоставлять налоговикам информацию только о счетах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
По мнению финансового консультанта юридической компании «Налоговик» Ирины Сидоровой, если статья 26 «О банковской тайне» вскроет безналичное обращение денег физлиц, которое сегодня находится под неприкосновенной защитой, то это может выйти боком российским банкам — граждане либо будут стремиться хранить деньги в иностранных банках, не информируя об этом налоговые органы, либо вспомнят о хранении денег в " чулках». «В России один законопроект зачастую конфликтует с другими. Боремся с наличным денежным обращением, но ставя под удар банковскую тайну, как раз увеличиваем возможность для увеличения его оборотов», — говорит эксперт. Поправки же в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дают право следствию через суд снимать режим банковской тайны в отношении любого банковского счета.
Отдельную главу авторы закона посвятили праву банков в одностороннем порядке отказываться от операций или ведения банковских счетов при подозрительных операциях, информируя об этом за месяц клиентов. Если те за деньгами не приходят — переводить их на счет нотариуса по месту регистрации клиента.
140 триллионов рублей в год составляет объем подозрительных финопераций, о которых сообщают банки
Глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян напомнил «РГ», что консультации с банковским сообществом об одностороннем закрытии счетов недобросовестных клиентов шли несколько лет, причем банки сами настаивали на введении этой нормы. «Сегодня банкиры имеют совокупность обязанностей и ответственности, вплоть до отзыва лицензий, по выполнению Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но не имеют никаких рычагов влияния на криминальных клиентов», — комментирует» РГ» Тосунян. Расторгнуть договор с владельцем счета банк вправе только в двух случаях- либо через суд, либо при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. С введением новой нормы такие полномочия появятся у самих банкиров. Впрочем, по словам главы Ассоциации, в условиях здоровой конкуренции среди банков никто из них не станет закрывать счета клиентов в массовом порядке. Речь идет о «штучной» доле возможных прецедентов. Аналогичным правом отказываться от исполнения договора планируется наделить участников профессионального рынка ценных бумаг. Одним из случаев для реализации такого права кредитной организацией или профучастником является систематическое совершение клиентом операций, в отношении которых возникают обоснованные подозрения, что они совершаются в целях отмывания денег или финансирования терроризма. При этом критерии обоснованности таких подозрений по согласованию с Росфинмониторингом будут устанавливаться Банком России и ФСФР России соответственно.
Если организация не желает получать письмо от налоговых органов, ей приостановят операции по счету. Банкиров также обяжут сообщать налоговикам более полную информацию о счетах клиента, в том числе о предоставлении или прекращении права на использование корпоративных электронных средств платежа. При выявлении несоответствий в налоговых декларациях по НДС, представленных в налоговый орган контрагентами, у последних могут быть запрошены первичные документы. Уточнения, внесенные в декларацию и уменьшающие налогооблагаемую базу, придется документально подтвердить.
Новая норма вносится и в главный «противоотмывочный» закон страны. Он дополняется понятием «бенефициарного владельца». Им будет считаться физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно с аффилированными лицами имеет возможность влиять на решения клиентов кредитных организаций, осуществляющих денежные операции. При этом клиенты кредитных организаций должны будут проинформировать их о своих конечных работодателях. «Признаки» бенефициарных владельцев и требования к процедуре их опознавания (идентификации) будут устанавливать правительство и Банк России, а Росфинмониторинг и Федеральная служба по финансовым рынкам их разрабатывать.
Проще и решительней предлагается поступать в отношении «тихих иностранных финансовых гаваней». В частности, блокировать зачисление или перевод на счета денежных средств, предоставление или получение кредитов в том случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве или на территории, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Либо если финансовые операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном на проблемной территории. Авторы закона предлагают перечень таких государств (территорий) определять исходя из документов и рекомендаций ФАТФ.
В Росфинмониторинге нам сообщили, что все предлагаемые новации находятся в русле международных требований.
О чем идет речь?
Росфинмониторинг предлагает девять наиболее значимых законодательных изменений, среди которых:
Дать банкам право отказываться от исполнения договора с вкладчиками и заемщиками, которые вызывают сомнение.
Расширить полномочия правоохранительных и налоговых органов по доступу к информации, составляющей банковскую тайну.
Кредитным организациям и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставить дополнительный перечень аргументов для отказа от заключения договора банковского счета или вклада.
C 26 до 60 увеличить число финопераций, подлежащих обязательному контролю финразведки. Особый акцент сделан на страхование.
Обязать не только банки, но и кредитные потребкооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды, операторов связи информировать финразведку о подозрительных операциях своих клиентов.
В Налоговый кодекс ввести две новые статьи, которые касаются совершения валютных операций с использованием подложных документов и контрабанды наличных денежных средств.
Узаконить понятие «бенефициарного владельца», а также обязанность банков по его идентификации. Клиенты должны будут сообщать о своих выгодоприобретателях.
Татьяна ЗЫКОВА