Банки экономят рыночные залоги для оперативного пополнения ликвидности, объяснил «Ведомостям» зампред ЦБ Сергей Швецов: «Сейчас наступил налоговый период, на них традиционно приходятся пики пополнения ликвидности, банки запасаются рыночными активами». Он не видит особых причин для беспокойства, ситуация, наоборот, становится спокойней: «С начала августа банки заложили в ЦБ через сделки репо более 60% активов, используемых для привлечения финансирования, сейчас эта доля снизилась до 56%».
В 2009 г. резкий рост объема таких кредитов начался после того, как ЦБ в 3 раза (с 53 до 169) расширил список предприятий, кредиты которым банки могут использовать как залог.
Тогда был значительный кризис ликвидности, сейчас такое не повторится даже в случае серьезного ухудшения ситуации в еврозоне, спокоен председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин: «Наши банки — международные нетто-кредиторы, тогда же были нетто-заемщиками и долг был значителен». И тогда такие инструменты были сравнительно надежными, основную поддержку оказывали через беззалоговые кредиты, вспоминает Вьюгин.
Сейчас настоящий риск — не нехватка ликвидности, а разрыв ликвидности, указывают опрошенные «Ведомостями» банкиры и аналитики. И именно с этим связан рост задолженности перед ЦБ под нерыночные активы, говорит начальник управления клиентских менеджеров департамента крупнейших клиентов Сбербанка Алексей Гренков: «Это следствие несовпадения темпов роста активов банков и их способности привлекать пассивы от рыночных источников». «Ликвидность банкам также нужна
На сегодня задолженность банков перед Минфином составляет 279 млрд руб., перед ЦБ — 1,27 трлн руб. С начала года к августу доля клиентских средств в пассивах банков сократилась с 62,7 до 60,3%, а доля средств ЦБ выросла с 2,9 до 5,7%, говорит аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая.
«Если банки не найдут способ привлекать финансирование из рыночных источников пропорционально росту их активов, темпы кредитования будут замедляться, а ставки расти», — предупреждает Гренков.
Внутреннее дело
ЦБ не нравится, что увиденное в банках он порой не может назвать своими именами, поскольку акты проверок опротестовываются в судах. Регулятор хочет согласовать с Минюстом, что сами акты напрямую банков не касаются, следует из проекта на сайте ЦБ.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА, Дарья БОРИСЯК, Ольга ПЛОТОНОВА