Как рассказал РБК daily замминистра экономического развития Андрей Клепач, правительство сможет оценить предложенную систему мониторинга рисков, которая позволит заранее увидеть негативные тенденции в экономике, уже осенью. «С одной стороны, мы так де-факто мониторим риски и делаем прогноз, с другой — мы будем предлагать правительству более активно использовать систему опережающих индикаторов об изменениях конъюнктуры», — объясняет он. В основу механизма лягут данные о перевозках на железной дороге и потреблении электроэнергии.
Система опережающих индикаторов, то есть показателей, позволяющих предсказать наступление спада в экономике до выхода официальной статистики, должна быть разработана по поручению правительства, пояснил РБК daily директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Олег Засов. В ведомстве уже опираются на целый ряд показателей: индексы PMI, ОЭСР, Института Гайдара, статистику, которая появляется более оперативно (данные по перевозкам на РЖД, электроэнергетике), ежедневные и еженедельные индикаторы, на основе которых можно увидеть какие-то изменения в экономике.
«Сейчас мы регулярно мониторим эти индикаторы и отмечаем, если есть какая-то точка перегиба — резко обвалилась цена на нефть, резкий отток капитала, рубль рухнул, фондовые индексы, — смотрим, как на это может среагировать промышленность, экономика, и дальше решаем, какие меры принимать», — объясняет
«В условиях повышения макроэкономических рисков в мировой экономике, волатильности на товарных рынках и эффектов «заражения» вследствие роста интеграции перед Россией встала задача формирования эффективной системы управления рисками, позволяющей обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое реагирование на них», — говорится в тексте проекта технического задания на разработку системы (документ есть в распоряжении РБК daily). По итогам конкурса должен быть разработан набор опережающих индикаторов, регистрирующих вероятность реализации кризисных сценариев в определенных отраслях экономики, и «дорожная карта» реагирования правительства на определенные риски.
Предотвращение кризисных ситуаций предполагается обеспечить путем оперативной реализации мер антикризисной политики, а также перестройки параметров государственной политики в «кризисный режим», позволяющий поддержать макроэкономическую стабильность в условиях реализации сильного негативного шока, говорится в документе. Отдельно подчеркивается, что система должна быть построена по аналогии с одним из общепринятых в международной практике методов и содержать сопоставление результатов мониторинга с поведением соответствующих индикаторов в других странах.
Во время кризиса 2008 года именно индексы на основе опережающих индикаторов показали негативные тенденции в экономике раньше официальных данных. Так, индекс промышленного оптимизма, рассчитываемый Институтом экономики переходного периода, на 18 ноября упал на 33,8 пункта за неделю, до −38,2, это было самое низкое значение индекса в последефолтный период. К этому моменту неудовлетворенность спросом высказали 75% предприятий (против 49% месяцем ранее), а планы выпуска изменились с +15 до −19 балансовых пунктов.
Такую же тенденцию показывал индекс менеджеров по снабжению «ВТБ-Европа», который по итогам октября 2008 года снизился до 46,4 пункта, что стало самым большим снижением с октября 1998 года. Однако опубликованные в этот же период данные Росстата фиксировали рост промпроизводства на 1,6% в октябре. Официальная информация о спаде в экономике появилась только в середине декабря, когда данные статистического ведомства показали падение промпроизводства в ноябре на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Пока в Минэкономразвития обсуждают, какие индикаторы могут лечь в основу системы. «То, что они хотят, похоже на выражение «генералы готовятся к прошлой войне», — говорит один из участников совещаний в министерстве. — Они ждут тот кризис, который был в 2008 году: обвал цен на нефть, все рушится, падает кредитование банков и реального сектора, правительство заливает экономику деньгами. На самом деле будет
В итоговый вариант мониторинга должны войти те факторы, от которых больше всего зависит российская экономика, и те, которые в других странах используются как опережающие индикаторы финансового кризиса, считает глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Естественно, с учетом нашей специфики это цена на нефть, а также факторы, которые появляются не с лагом, а немедленно: индекс фондового рынка, индекс давления на валютный рынок», — перечисляет эксперт. С другой стороны, должны быть использованы факторы, которые фиксируются ежемесячно: индекс промышленного производства, торговое сальдо, бюджетный баланс и цены на гособлигации. Это, по его мнению, будет достаточно полно описывать набор опережающих индикаторов.
Использовать опыт прошлого кризиса не получится, уверен завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. «Минэкономразвитию необходимы новые индикаторы, а не те, что были эффективны раньше. Возможно, нам удастся угадать кризис за полмесяца-месяц до его наступления, но уже сейчас понятно, что он будет не такой, каким был в 2008 году», — считает он.