К подотчетным платежам (их размер должен превышать $100 000) относятся налоги, роялти, лицензионные сборы, затраты по получению разрешений на работу, бонусы и дивиденды, отчисления на социальные нужды и инфраструктурные проекты. Компании должны предоставлять сведения (в разбивке по странам и проектам, указывать валюту) начиная с 30 сентября 2013 г. Закон, по оценке SEC, коснется 6000 компаний и операций стоимостью около $4 млрд, выполнение требований обойдется бизнесу в $71 млн.
Повышение прозрачности помогает экономическому развитию, говорится в документе SEC. Это конец тайны платежей, считает Карин Лиссакерс из Revenue Watch: «Закон заставит правительства и компании сказать общественности, сколько бизнес платит за природные ресурсы, которые являются достоянием страны и граждан». Информация — сила, которая поможет победить коррупцию, солидарен сенатор Ричард Лугар.
В США было не одно расследование по коррупционным платежам компаний в других странах. Например, Daimler в 2010 г. согласилась заплатить штраф в $185 млрд за взятки, в том числе в России. Pfizer пришлось выплатить $60 млн за взятки чиновникам и врачам в России, Китае, Италии, Чехии и Хорватии.
Комиссия отклонила протест Катара и Анголы, заявивших, что информация о ресурсных платежах конфиденциальна и относится к национальной безопасности. Единодушия по законопроекту не было и в SEC. Нельзя решать политические задачи с помощью законодательства о ценных бумагах, заявил голосовавший «против» комиссар SEC Даниэль Галлахер. Председатель SEC Мэри Шапиро взяла на голосовании самоотвод.
Правила коснутся не только глобальных энергетических корпораций, следует из закона, но и таких компаний, как Apple, — они будут обязаны отчитаться, используют ли минералы, поставляемые из зон конфликта в Африке. Придется отчитываться и небольшим компаниям, участвующим в глобальных поставках золота, олова, тантала и вольфрама, считают юристы. Одна публичная компания может иметь сотни поставщиков, замечает Томас Куаадман из Center for Capital Markets Competitiveness.
Корпорации правилами недовольны. Раскрытие платежей иностранным правительствам аналогично раскрытию формулы Coca-Cola: это поставит котирующиеся в США компании в невыгодное по сравнению с конкурентами положение, говорится в заявлении American Petroleum Institute. Мера станет обременительной для бизнеса, эффект от нее неясен, заявила Royal Dutch Shell. Раскрытие информации не увеличит прозрачность и не снизит коррупцию, уверены в BHP Billiton.
Международные проекты американских компаний уже ограничены законом о противодействии коррупции (FCPA), теперь США еще активнее распространяют свою юрисдикцию на другие страны, говорит Виктория Бурковская из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Но в документе много лазеек, считает партнер Schulte Roth & Zabel Майкл Литтенберг. Правила позволяют указать, что у ресурсов «неопределенное» происхождение, заявила Global Witness: «Компании могут сказать: мы не знаем, откуда сырье, — это позволит избежать предусмотренных законом процедур».
В ЕС обсуждается принятие аналогичного закона, который бы распространялся и на непубличные компании. Инициативу по раскрытию информации активно поддерживали миллиардеры Джорж Сорос и Билл Гейтс. «Я хочу знать, что компании, в которые я инвестирую, строят открытые и прозрачные отношения с правительствами и нет риска, что эти контракты будут разорваны», — говорил Сорос. Страны, которые владеют богатыми запасами полезных ископаемых, не так много получают, аргументировал Гейтс: экспорт природных ресурсов из африканских стран составил $264 млрд — в 6 раз больше международной помощи.
Российская тройка
Листинг в США имеют три российские компании — «Мечел», МТС и «Вымпелком». Напрямую новые правила могут касаться «Мечела» (горно-металлургическая отрасль). Дозвониться до его представителя не удалось. МТС не является самостоятельным производителем, а только покупает оборудование, поэтому этот закон вряд ли коснется компании, отмечает представитель МТС. Получить комментарий «Вымпелкома» вчера вечером не удалось.
Екатерина КРАВЧЕНКО