Проект Росфинмониторинга о противодействии легализации преступных доходов (см. врез) в середине августа опубликовало Минэкономразвития — для общественной экспертизы. Документ серьезно ужесточает контроль за финансовыми операциями, организациями и уплатой налогов. Например, банкам придется сообщать налоговикам обо всех открытых счетах (только в Сбербанке к концу 2011 г. было 364 млн счетов частных клиентов).
Росфинмониторинг придумал, как заставить компании раскрыть владельцев. Информаторами станут организации, на которые распространяется закон о легализации, — например, банки, риэлторы, профучастники рынка ценных бумаг, страховщики, а по поправкам — еще и операторы связи и негосударственные пенсионные фонды. Проект обязывает клиентов предоставлять сведения о своих бенефициарных владельцах организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом. Бенефициарами же проект называет людей, которые прямо или косвенно, самостоятельно или с аффилированными лицами могут определять действия компании. Придется раскрывать все цепочки владения, делают вывод юрист PwC Legal CIS Дмитрий Чиркин и руководитель отдела EY Алексей Братановский. С клиентом, который не захочет раскрыться, банк может отказаться сотрудничать (перечень оснований тоже расширяется).
Сейчас закон не требует от банков собирать информацию о конечных бенефициарных собственниках, говорит начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля «Нордеа банка» Ирина Мусорина. ЦБ (положение 262-П) требует идентифицировать клиента, но в документе лишь общие рекомендации, в том числе разработать внутреннюю программу идентификации и запрашивать у клиентов стандартную информацию — ИНН, сведения о госрегистрации и лицензиях, об органах управления, уставном капитале и т. д. «Не нужно добираться до «физика», — замечает Мусорина, хотя это практика западных банковских групп.
Существует правило — знай своего клиента, говорит менеджер западного банка: «У нас есть паспорта многих олигархов», и если клиент не готов раскрыться, то условия обслуживания будут невыгодными. Еще один способ — открытие счета с минимальным овердрафтом, в таком случае банк вправе отказать клиенту в кредите, рассказывают Братановский и сотрудник банка. Российские же банки не требуют называть бенефициаров, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.
Проект соответствует рекомендациям FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), замечает сотрудник ЦБ. Начальник юридического управления «ИНГ банк (Евразия) ЗАО» Игорь Смирнов, несмотря на спорность терминологии, считает позитивным внедрение концепции бенефициарных владельцев, подход соответствует международной практике, но расширение перечня контролируемых операций создаст дополнительные правовые и операционные риски. Нужно ограничить круг клиентов, которые обязаны раскрывать бенефициаров, например, это невозможно для публичных компаний, предупреждает Мусорина.
Государство постепенно стимулирует компании рассказывать о бенефициарах, говорит Чиркин, эту информацию приходится раскрывать для ФАС, а с 2013 г. вступают в силу нормы, ограничивающие в правах владельцев иностранных депозитарных расписок: если они не раскрылись, то не могут получать дивиденды и голосовать на собрании акционеров. А зимой по инициативе бывшего вице-премьера Игоря Сечина была начата кампания по сбору госкомпаниями информации о бенефициарах их контрагентов.
В Росфинмониторинге не ответили на запрос «Ведомостей». По словам сотрудника центрального аппарата МВД, ведомство, несомненно, поддержит требования раскрывать банкам бенефициаров — это значительно упростит сбор информации о финансовых правонарушениях. Минэкономразвития пока ждет завершения публичных консультаций. С офшорами, фирмами-однодневками, легализацией нужно бороться, но не возлагать, как Росфинмониторинг, на добросовестный бизнес новые необоснованные обязанности, слабо обеспечивающие качественный контроль, считает замминистра экономического развития Сергей Беляков. Любые ограничения должны быть четко аргументированы, замечает он: «Мы их собираемся очень предметно обсудить с авторами». Поправки могут вынудить компании еще активнее прятаться, используя все более сложные схемы, опасается Чиркин.
Удар по брокерам
Поправки вносятся в Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, законы о противодействии легализации, о банках и т. д. Они расширяют перечень контролируемых операций, в первую очередь за счет рынка ценных бумаг. Подконтрольным станет, например, внесение денег на счет профучастника, переводы на счета за границей, чужие или клиента, некоторые маржинальные сделки и т. д.
Филипп СТЕРКИН