Изменение отраслевой структуры рынка факторинга можно трактовать как реакцию на негативные прогнозы развития макроэкономической ситуации. Доля оптовой торговли в обороте увеличилась, а доля обрабатывающих производств снизилась.
Динамика рынка факторинга в первом полугодии лучше, чем в прошлом году. Объем рынка в стране составил 617 млрд рублей, а оборот уступленных факторами денежных требований вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 269 млрд рублей (+77,4%). Такие данные были получения в ходе исследования, проведенного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК), с результатами которого первым ознакомился «Профиль». Совокупный оборот 19 банков и 11 специализированных факторинговых компаний, принявших участие в опросе АФК, составляет примерно 95% от общего объема российского рынка факторинга. Совокупный факторинговый портфель на 30 июня текущего года составил 173 млрд рублей. При этом период оборачиваемости факторинговых портфелей к середине лета составил 61 день, что указывает на сохранение аппетита факторов к риску на уровне четвертого квартала прошлого года (62 дня) и их стремление к повышению маржинальности операций.
С начала 2012 года российские факторы профинансировали товарооборот на сумму свыше 509 млрд рублей, что на 77% выше аналогичного показателя 2011 года. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований увеличилось до 86,3%. Рост данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (82,3%) составил 4%, что указывает на существенную либерализацию риск-менеджмента факторов под давлением избыточной ликвидности.
Основной вклад в данный показатель внес рост объема факторинга без права регресса — продукта, доступного преимущественно для крупных клиентов. При этом сам продуктовый ряд факторов не претерпел значительных изменений. В структуре оборота российских факторов по итогам второго квартала 2012 года доля факторинга с правом регресса составила 59,5%, а доля факторинга без регресса достигла 34,3%. По сравнению с первым кварталом доли этих продуктов выросли на 1%, что может указывать на сохранение в текущем году тенденции к росту факторинга без права регресса. Для сравнения, в первом полугодии прошлого года доля факторинга с правом регресса составляла 69,1%, без права регресса — 24,5%.
Доля международного факторинга сохранилась на уровне 1,25% от совокупного оборота факторов, что соответствует обороту в размере 7,4 млрд рублей. Однако с учетом статистики международных факторинговых организаций FCI и IFG только по двухфакторным сделкам объем международных операций российских факторов по итогам этого полугодия приближается к отметке в 8 млрд рублей.
А вот региональная структура оборота российского рынка факторинга, сохранявшая последние годы тенденцию к снижению доли двух столиц, все-таки изменилась. Так, Москва вернула себе в первом полугодии обороты: доля факторинговых операций, осуществляемых в столице, увеличилась до 66% (+4%). В целом на Москву и Санкт-Петербург −1%) сейчас приходится свыше 76% объема рынка. На те же 4% снизилась доля Уральского федерального округа — до 7%. Незначительный рост объемов отмечен в Приволжском, Южном, Сибирском (по 1%) и Северо-Западном федеральных округах (+0,1%), незначительное снижение — в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах −2% и −0,2% соответственно). Доля Дальневосточного федерального округа осталась без изменений.
К показателям, отмечавшимся в 2009-2010-м, вернулась отраслевая структура оборота факторов, что можно трактовать как реакцию на негативные прогнозы развития макроэкономической ситуации. Так, например, если доля оптовой торговли в обороте рынка увеличилась на 12% и составила 66%, то доля обрабатывающих производств, напротив, снизилась на те же 12% — до 30%. На долю строительства приходятся скромные 0,8%.
В структуре главной факторинговой отрасли — оптовой торговли — благодаря показателям нескольких крупных факторов существенно, до 25%, увеличилась доля торговли автотранспортными средствами, что отразилось на показателях всех товарных групп. При этом сегменты «Электроника, бытовая техника и электрооборудование» (до 2012 года эта товарная группа была самой «факторабельной») и «Продукты питания» сравнялись (по 22% от оборота опта). Доля сегмента «Непродовольственные товары» снизилась до 7%.
Обращает на себя внимание и дальнейшее падение доли оптовой торговли алкоголем: за шесть месяцев этого года она составила около 1%, или 2,5 млрд рублей (ранее — 4%, 6,4 млрд рублей соответственно). При этом факторинг в области производства алкогольной продукции в первом полугодии продолжил свой рост: в денежном выражении объем факторинга у производителей алкоголя составил 11,5 млрд рублей (против 5,5 млрд рублей за аналогичный период прошлого года).
Всего же факторингом с января по июль воспользовались 5584 компании при расчетах с более чем 15 700 дебиторами. Российские факторы, принявшие участие в сборе статистики, привлекли в первом полугодии этого года свыше 1500 новых клиентов (из них почти 1000 — в апреле-июне), и приняли на обслуживание поставки в адрес около 3300 новых дебиторов. Количество переданных на факторинг поставок товаров и услуг выросло до 2,7 млн, что соответствует уровню девяти месяцев 2011 года. По оценкам экспертов рынка, данные результаты могут свидетельствовать о росте нагрузки на ИТ-системы факторов, включая системы электронного документооборота. При сохранении нынешних темпов роста факторинговых операций аналитики не исключают риск исчерпания резервов производительности информационных систем крупнейших факторов и, как результат, необходимости дополнительных инвестиций в ИТ уже в 2013 году.
А вот главной проблемой нынешнего российского рынка факторинга остается ценовая конкуренция. Так, факторы, отвечая на вопрос об основных трудностях в первом полугодии 2012 года, выделили конкуренцию за клиентов за счет демпинга и ограничения риск-менеджмента, что связано с особенностями банковского регулирования. Также в список трудностей развития факторингового бизнеса факторы включили рост конкуренции за кадры, ожидание кризиса, конкуренцию со стороны стандартных кредитных банковских продуктов. В результате средняя оценка уровня конкуренции на рынке (по пятибалльной шкале по итогам 2011 года) выросла сейчас с 3,7 до 3,9. Ряд крупных игроков прогнозируют дальнейший рост конкурентного давления в связи с негативными ожиданиями в экономике.
Помимо этого факторинговые компании наиболее часто указывают на сложности с привлечением фондирования и его стоимостью. Заслуживают внимания и комментарии факторов, успешно прошедших кризис 2008 года, — текущую ситуацию они оценивают как «рутину» и «рабочие моменты», отмечая при этом, что ряд клиентов в ожидании ухудшения конъюнктуры отказываются от факторинга, рассматривая его в качестве «резервного источника питания» ликвидности.
Что касается перспектив рынка в целом на этот год, то, по прогнозу АФК, темпы роста сохранятся и оборот российского факторинга вырастет минимум на 50%.
Факторы сохраняют оптимизм в оценке перспектив роста оборотов во втором полугодии 2012 года. Несмотря на возникшие во втором квартале ожидания сжатия ликвидности, сезонный рост спроса на факторинг прогнозируют большинство факторов. Консенсус-прогноз, основанный на данных за первое полугодие, подтверждает вероятность достижения по итогам 2012 года оборота в размере 1,3—1,5 трлн рублей, что соответствует росту на уровне 50—60% по сравнению с 2011 годом.
Александр Морозов, директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц»:
«Факторинг — один из тех продуктов, который, по нашему мнению, многим компаниям необходимо иметь в своем арсенале не только в условиях стабильного роста экономики, но и в ситуации нестабильности и ожидания кризиса. Одна из причин лежит на поверхности: это диверсификация источников финансирования. Дебиторская задолженность на балансе компаний — актив, под который, имея заключенный договор факторинга и выделенные лимиты, можно очень оперативно получить финансирование. Очевидно, что, располагая такими возможностями и грамотно распределяя финансовые ресурсы, можно не только избегать кассовых разрывов, но и увеличивать маржинальность и прибыльность своего бизнеса. Второй особенностью большинства факторинговых продуктов является снижение риска потери компанией ликвидности в связи с несвоевременными платежами дебиторов. Факторы предоставляют так называемый льготный период, благодаря которому даже в случае просрочек платежей дебиторов более чем на месяц компаниям нет необходимости отвлекать оборотные средства для погашения задолженности перед фактором. Эта опция может значительно облегчить планирование денежных потоков для финансовых директоров компаний и снизить значимость последствий управленческих ошибок, связанных с оценкой рисков по предоставляемым отсрочкам платежа. Кстати, оценка рисков по дебиторам — это тоже немаловажная функция факторов. Сейчас уже на рынке есть факторинговые компании и банки, способные достаточно качественно оценить риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа дебиторам, и выработать свои рекомендации по величине отгрузочных лимитов. Фактор, обладая информацией о платежной дисциплине, финансовом состоянии и деловой репутации дебитора, может вовремя сообщить компании о вероятности возникновения проблем или о возможности заработать при невысоких рисках. В условиях нестабильности и ожидания кризиса нельзя не упомянуть о безрегрессном факторинге. Этот вид факторинга активно развивается и становится все более доступным широкому кругу компаний. При безрегрессном факторинге фактор покупает дебиторскую задолженность у компании, снимая таким образом с нее не только риски задержки платежа дебитора, но и риски его банкротства и несостоятельности. Конечно данная услуга, как правило, должна быть более дорогой».
Виктор Носов, вице-президент Промсвязьбанка:
«Факторинг — уникальный финансовый продукт, который можно использовать как при благоприятном развитии экономики, так и в периоды нестабильности. Ведь мы прекрасно понимаем, что товары широкого спроса (FMCG) всегда продавались, продаются и будут продаваться — независимо от изменений на микро- и макроэкономическом уровнях. Но, как говорится, готовь сани летом, или, как в нашем случае, подготовь подушку безопасности для бизнеса заранее. В период экономической нестабильности и ожидания кризиса компаниям можно порекомендовать пересмотреть партнерские отношения со своими контрагентами. Т. е. в первую очередь ориентироваться на тех покупателей продукции, с которыми сложилось надежное и проверенное временем взаимовыгодное сотрудничество. С одной стороны, это позволит самому бизнесу благоприятно чувствовать себя на рынке в этот период, с другой — быть уверенным в своевременном получении денежных средств под дебиторскую задолженность. Если в обороте компании доля финансово устойчивых контрагентов будет превышать долю тех, которые пока не вызывают доверия по ряду причин, в том числе ввиду малого срока сотрудничества, то факторы будут гораздо лояльнее подходить к вопросу факторингового финансирования. Это находит свое отражение и в достаточно оперативном принятии решений, и в установлении лимитов. Например, в Промсвязьбанке уже установлены лимиты для компаний, чей бизнес, по оценке банка, прозрачен и стабилен, а также на основных ритейлеров страны. В условиях экономической нестабильности дебиторская задолженность является одним из самых ликвидных активов, за исключением наличности. Понимая это, мы финансировали поставки своих клиентов и в разгар кризиса 2008 года, благо создана грамотная система риск-менеджмента и управления дебиторской задолженностью. Если спрос на продукцию есть, а предприятие вовремя и с определенной периодичностью получает финансирование, то даже в кризис можно не только оживить бизнес, но и немного нарастить его».
Андрей МОСКАЛЕНКО