Главным событием этого года на рынке кредитования стало вступление в силу с 1 июля указания Центробанка, по которому банки обязаны сообщать своим клиентам эффективную процентную ставку по кредитам. Теперь рынок в ожидании принятия закона о потребительском кредитовании. Сейчас этот законопроект, подготовленный экспертами Ассоциации «Россия» с учетом мнений представителей банковского сообщества и специалистов Роспотребнадзора, согласовывается с Министерством финансов РФ.
Закон о потребительском кредитовании уже не первый год готовится банковским сообществом. Он призван урегулировать отношения заемщиков и банков. Последнее время легкость получения кредитов, особенно беззалоговых, привела к тому, что число взаимных претензий банков и заемщиков постоянно увеличивается. Банкиры жалуются, что растет число мошенников, что вернуть задолженность недобросовестных заемщиков практически невозможно. Заемщики считают, что банки часто просто обманывают их, не предоставляя полную информацию о кредитах и скрытых комиссиях. Поступают жалобы и на коллекторские агентства, которые не всегда корректны по отношению к проштрафившимся заемщикам. Одновременно растет просроченная задолженность по кредитам физических лиц, в первую очередь по беззалоговым и экспресс-кредитам.
По словам президента Ассоциации региональных банков России, заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям Анатолия Аксакова, Закон «О потребительском кредитовании» представляет собой комплексный документ, в котором наряду с заемщиком-потребителем защищен и кредитор. В нем вводится понятие эффективного процента, коллекторской деятельности, порядок предоставления информации и работы с проблемной задолженностью. Одновременно поправки вносятся в закон о рекламе ГК, ГПК и УК, Трудовой кодекс и банковское законодательство.
Законопроект, пояснил Анатолий Аксаков, расширяет права заемщика на получение информации о стоимости кредитной услуги, а также определяет условия возможного отказа от кредита. В то же время в нем содержатся положения, защищающие и гарантирующие права кредитора.
Если закон будет принят, то банки в одностороннем порядке не смогут изменять (в том числе и снижать) процентные ставки, а значит, стоимость кредита будет постоянной. Кроме того, работодатель уже не сможет отказать работнику в просьбе отчислять выплаты по кредиту из его зарплаты, что избавит заемщика от штрафов в случае, если он забыл о дне выплат. Плюс к этому законопроект предусматривает внесение изменений и в закон о рекламе: какую процентную ставку по кредиту банк будет рекламировать, такую в конечном итоге и должен представлять клиенту в виде эффективной ставки. Отдельная статья будет посвящена деятельности коллекторских агентств. Предполагается также ввести должность омбудсмена. Он будет своеобразным «приемным пунктом» жалоб граждан на банки и в то же время их консультантом в спорных вопросах. По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, договор с омбудсменом широко применяется в Германии, скандинавских странах, он будет своего рода символом добросовестности банка и привлечет к нему клиентов. Тот же банк, который отказывается от рассмотрения споров с физлицами подобным образом, вызывает у них гораздо больше вопросов.
Банкиры надеются, что закон будет принят уже в этом году. Как сообщил президент АРБ на проходившем недавно круглом столе, посвященном проблеме потребительского кредитования, «рост потребительского кредитования налицо». Запросы банков в Национальное бюро кредитных историй значительно участились. «Так что все разговоры о том, что