«Победа на президентских выборах в США Митта Ромни увеличит «премию за риск» для России и может привести к падению российского рынка на 5—10%», — говорится в отчете Citi Research «Россия и выборы в США». Выбор Обамы при этом никакого эффекта не произведет. Пока Обама не сильно опережает Ромни, победа последнего не исключена, предупреждают аналитики.
Планы Обамы и Ромни в отношении России разительно отличаются, считают он: первый хочет запустить программу «перезагрузки», а второй говорит о необходимости пересмотра договора о сокращении СНВ и объявляет Москву геополитическим врагом номер один и обещает последовательное давление на Кремль
Повредить российскому фондовому рынку могут и намерения Ромни повысить энергетическую независимость США: «Регулирование, как обещает Ромни, будет смягчено, добыча газа и нефти повысится — этот рост приведет к серьезным последствиям для всего глобального рынка нефти». От прихода Ромни выиграет лишь оборонный сектор России, а компании с сильным «перевесом» в портфелях инвесторов — «Магнит», Сбербанк, МТС, «Новатэк», «Глобалтранс» — пострадают больше всего.
Индекс ММВБ в ходе основной торговой сессии в среду закрылся на уровне 1437,14 пункта, упав на 0,94%.
Российскому рынку не стоит опасаться американских выборов, успокаивает стратег «Тройки диалог» Ованес Оганисян. И тому есть две причины. Во-первых, США сейчас меньший приоритет для России и в экономическом, и в политическом плане: фокус в общем в мире смещается на Восток, в Азию, самые важные события сейчас для нас — по направлению Россия — Китай, подчеркивает Оганисян: «У нас товарооборот с Китаем за 4 года увеличился в 2,5 раза, до $70 млрд, с США товарооборот в два раза меньше — мы покупаем их самолеты, оборудование, но это несравнимо с тем количеством нефти, которое течет по нашим трубам в Китай, и тем объемом китайских товаров, который мы импортируем». Рынок же нефти при республиканцах, наоборот, может быть даже лучше для России, считает эксперт: «это воинственная партия, она вмешивается в различные конфликты на Востоке, которые в итоге приводят к росту цен на энергоресурсы, что мы и наблюдали все 2000-е гг.».
На самом деле работать с республиканцами было всегда легче — при Буше-младшем, старшем, при Рейгане, напоминает экономист «Меррилл Линч секьюритиз» Владимир Осаковский. «Периоды же правления демократов всегда совпадали с нестабильными временами в России: так было в 90-х при Клинтоне и последние четыре года при Обаме», — добавляет Оганисян. Действия финансовых властей на деле также слабо зависят от того, какой кандидат в кресле, отмечает он: «Смягчение монетарной политики, стимулы и программы количественного смягчения, которые благоприятно влияют на все рынки, в том числе российский, были задуманы еще при администрации Буша, да и глава ФРС Бен Бернанке — республиканец».
Экстраполировать прошлые результаты довольно сложно, говорят аналитики. Обама пришел в период глубокого кризиса, рынок РТС находился на уровне 500, положительный эффект был, но недолгий, вспоминает Оганисян. «Скорее отреагировали все глобальные рынки, а российский — лишь вслед за ними», — согласен Осаковский. Две трети free-float российских компаний находятся во владении иностранных инвесторов, половина — фондов США; любые изменения в отношениях влияют на рынок, настаивают аналитики Citi: «Можно вспомнить переоценку российского рынка после 11 сентября и после войны в Грузии».
Поскольку уровень политических контактов снизится, снизится и активность американских инвесторов в России, так что такое падение рынка можно смело ожидать, согласен президент Российско-Американской торговой палаты Сергей Миллиан. «России, кстати, до сих пор не предоставлен статус постоянного нормального торгового партнера», — напоминает Миллиан.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА