Министерство юстиции РФ начало сбор предложений по созданию в стране прозрачной системы учета всех залогов на движимое имущество. Если на дорогой вещи висят долги, мы будем об этом знать. И уже не купимся на нее.
Правоведы давно бьют тревогу, что надо защитить добросовестных покупателей. Приобретение дорогой вещи не должно быть хождением по минному полю или игрой в русскую рулетку. Для спасения наших покупок сейчас разрабатывается проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества», обсуждение которого прошло в минюсте.
По закону залогом может стать все, что представляет хоть какую-то ценность: машины, акции, да хоть золотые брошки. Банкам нужны гарантии, а нам нужны деньги, хотя бы в кредит. Но
Изменить такое положение могут только прозрачные реестры залогов. Собрался покупать машину? Загляни в базу данных, возможно, на нее положил глаз уже какой-то банк. Именно авто оказываются в зоне риска.
Казалось бы, чего проще, создать подобные реестры. А на практике возникли споры: кому поручить такое дело. Желающих оказалось немного. Поэтому выход стали искать сообща государственные ведомства, банки и заинтересованные организации.
По данным «РГ», в минюсте под руководством заместителя министра Елены Борисенко прошло совещание, где были озвучены важные предложения. В совещании приняли участие представители Федеральной нотариальной палаты, минкомсвязи, минэкономразвития, минфина, Центробанка, Института законодательства и сравнительного правоведения.
Как выяснилось, в настоящее время практически создана система регистрации уведомлений о залоге движимого имущества на базе бюро кредитных историй Центробанка. Она по существу уже находится в эксплуатации и неплохо себя зарекомендовала. В связи с чем присутствующие представители всех ведомств поддержали развитие именно этого проекта. Заместитель директора департамента Центрального банка России Елена Музыка подчеркнула, что в настоящее время система, способная стать площадкой для аккумулирования информации о залогах, уже находится в стадии практической эксплуатации: речь о той самой системе при бюро кредитных историй. Не исключено, что именно ее и возьмут за основу. Елена Борисенко предложила представителям ведомств проработать свои предложения и направить их в кратчайшие сроки в минюст.
Обсуждается также вопрос, надо ли регистрировать договоры залога у нотариуса. Поначалу вовсе предлагалось поручить ведение реестра именно нотариусам, но — безвозмездно. Нотариальное удостоверение договоров залога не предполагалось.
По мнению Федеральной нотариальной палаты, на таких условиях ведение реестра движимого имущества не требует юридических знаний, соблюдения требований, предшествующих совершению нотариального действия, и сводится по существу к техническим функциям — проставлению соответствующих отметок в паспортах транспортных средств. При этом создание реестров — недешевое дело. Как отметил директор департамента финансовой политики минфина Сергей Барсуков, построение такой системы, по подсчетам специалистов, потребует бюджетного финансирования в размере порядка миллиарда рублей. Подобные расходы, по словам чиновника, не нашли поддержки в финансовом ведомстве.
Поэтому выбор в пользу бюро кредитных историй многим экспертам кажется оптимальным. Помимо прочего он позволяет избежать лишних затрат. Но все же внедрение обязательного нотариального удостоверения договоров залога автотранспортных средств не снято с повестки. По мнению сторонников идеи, это позволило бы создать не только полную информационную базу залогов, но и не потребовало бы дополнительных средств. В рамках существующей информационной системы нотариата база формировалась бы за счет совершенных нотариальных действий. Возможен и смешанный вариант: нотариусы будут удостоверять договоры и направлять информацию в реестр бюро кредитных историй.
К слову, по проекту закон будет применяться в отношении залога следующего движимого имущества: машин, оборудования и различных транспортных средств, в том числе сельскохозяйственных.
Владислав КУЛИКОВ