Законопроект «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества» подразумевает под движимым имуществом не только автомобили и другие виды транспорта, но также ценные бумаги или ювелирные украшения, которые могут быть предметом залога.
Как пишет BFM.Ru, Минюст планирует создать общедоступную базу залогов, чтобы перед покупкой вещь можно было проверить — не обременена ли она долгом.
Инициатива Минюста по созданию базы на имущество, находящееся в залоге, направлена на защиту прав добросовестных покупателей, поясняют в ведомстве. Сегодня покупатель подержанного автомобиля практически не может проверить, находится ли он в залоге у банка или, к примеру, куплен на кредитные средства, а долг не погашен.
Проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества», согласно которому регистрацией уведомлений должны были заниматься бюро кредитных историй, был предложен еще в 2011 году, напомнил старший юрист юридической компании «Приоритет» Виталий Бородкин. Этот закон должен был регулировать отношения по регистрации уведомлений в отношении заводского и сельскохозяйственного оборудования, автомобильной техники — то есть был ограничен по видам имущества. По мнению Бородкина, такой подход не является верным, так как в залог может передаваться любое имущество, за исключением тех случаев, когда имущество изъятого из гражданского оборота.
Система учета залогового имущества облегчит жизнь как залогодержателям, то есть банкам, так и простым гражданам, считает начальник управления по работе с проблемными активами физических лиц банка «Стройкредит» Марат Иксанов. Он оговаривается, что, прежде всего, это относится к самому массовому виду залога — автомобилям, так как в настоящее время банки, выдавая нецелевой кредит под залог имеющегося у заемщика автомобиля, или, например, кредит на покупку подержанного авто, делают это, по сути, на свой страх и риск.
На сегодняшний день все дискуссии по учету залога движимого имущества сводятся к регистрации уведомлений о залоге автотранспортных средств, сетует Виталий Бородкин.
Он считает, что залоги другого имущества — например, ценных бумаг — не менее, а. может, и более важны как для владельцев, так и для залогодержателей. Он приводит такой пример: лицам, намеренным приобрести ценные бумаги или войти в долю в бизнесе очень неприятно, мягко говоря, приобретать имущество, а затем через некоторое время с удивлением узнавать о том, что на него обращено взыскание со стороны залогодержателей.
Проблема при ведении реестра залогов может возникнуть с предметами залога, не поддающимися идентификации, считает Марат Иксанов. Так, не подлежат идентификации товар в обороте, безномерное оборудование, расходные или строительные материалы. «Пока не совсем понятно, каким образом информация по ним будет сведена в реестр и, если это будет сделано, то как с этой информацией можно будет работать», — отмечает специалист.
Есть еще одна задача, которую необходимо решить: кто будет отвечать за ведение реестра. В настоящее время рассматривается возможность возложить ответственность за это на нотариальные конторы. Причем на безвозмездной основе.
По мнению Бородкина, необходимо не только создать новую систему учета залога движимого имущества или развить уже существующую, важно, чтобы данная система была единой по всей стране и любое заинтересованное лицо, в любой точке России могло получить достоверную информацию о том, находится ли имущество в залоге или нет.
Важно также определиться, на кого будет возлагаться обязанность по подаче уведомлений регистратору и кто будет иметь первоочередное право на обращение взыскания, считает Бородкин. Как юрист он полагает, что именно залогодержатели должны получать первоочередное право на обращение взыскания на предмет залога.
Елена ГОСТЕВА