Крупный британский портовый город Бристоль в сентябре вводит собственную валюту — бристольский фунт. Таким образом муниципальные власти будут бороться с экономическим кризисом, а заодно поддержат местный бизнес. Странная идея для века глобализации, попахивающая средневековьем, пожимают плечами скептики. Что на самом деле дают валюты городских сообществ — разбирался The New Times.
Представим на минуточку, что некий российский портовый город — скажем, Новороссийск — ввел бы собственную валюту вместо рубля или даже параллельно с рублем. В России тут же бы забили панику: распад страны, разрушение единого экономического пространства. Значит, и бристольский фунт — шаг к распаду Великобритании? Ничего подобного: никто на Туманном Альбионе — ни организаторы проекта, ни даже их ярые критики — ни слова не говорит об отделении города от страны. Местная валюта — лишь антикризисная мера, принимаемая на муниципальном уровне.
Да, после кризиса, который в Европе никак не может закончиться, всем нелегко. И бристольские власти, вместо того чтобы пассивно ждать помощи из британской казны, предложили собственный способ поддержки местных производителей и торговцев. Своя валюта позволяет выдать небольшую субсидию жителям и укрепить бристольский патриотизм и дух взаимопомощи. Не больше и не меньше. И те, кто критикует этот подход, сомневаются исключительно в экономической эффективности предпринятой меры.
Основная цель местной валюты — поддержка локального бизнеса, считают авторы идеи. «Около 80% денег утекает из города, если они выплачиваются мультинациональным корпорациям, но эти 80% останутся, если будут потрачены в магазинах Бристоля», — говорит один из создателей новой валюты Киран Мунди.
Деньги на месте
С 19 сентября жители портового города смогут получать часть зарплаты бристольскими фунтами, чей дизайн существенно отличается от общенациональных купюр. Городские фунты привязаны к общебританскому фунту стерлингов по курсу 1:1, но горожане, соглашаясь взять часть зарплаты местными деньгами (причем никто никого не неволит), получают 105—110 бристольских фунтов вместо 100 британских. Мэрия уже объявила о своей готовности принимать муниципальные налоги в местной валюте. На федеральные налоги это не влияет: получив, к примеру, 20 бристольских фунтов выручки, местный магазин должен заплатить в казну так, как если бы это были британские фунты стерлингов.
Идея уже многим пришлась по душе: вслед за мэрией бристольский фунт начали пропагандировать среди своих работников и клиентов местные бизнесмены. «Я родился и вырос в Бристоле, хочу поддержать местный бизнес и сделаю так, чтобы бристольский фунт укреплялся», — говорит специалист по страхованию Ричард Райт, который решил, что его компания Wright Guard будет участвовать в проекте, как только о нем услышал.
Правда, потратить новые деньги можно только в городе, покупая городские товары у городских же торговцев. В глобальных сетях типа McDonalds или Wal-Mart у местных жителей никаких бристольских фунтов, разумеется, не возьмут, зато на рынке, в лавке или мастерской, в небольшом магазине — пожалуйста. Обменивает бристольские фунты на британские местный кредитный союз Bristol Credit Union (BСU). За это берется трехпроцентная комиссия. Именно за счет этой комиссии финансируется эмиссия денег. При поддержке города, разумеется: бристольский фунт долго обсуждали и в итоге одобрили городские депутаты.
Позитивные купюры
Этому предшествовала масштабная общегородская кампания. Конкурс на дизайн банкнот был публичным. Сотни работ нарисовали школьники, студенты, дизайнеры. Лучшие варианты отбирали не чиновники, а независимое жюри, состав которого предварительно был назван местными сообществами. В результате банкноты получились нетрадиционные, позитивные и современные.
На купюрах номиналом 1, 5, 10 и 20 бристольских фунтов изображены знаменитые жители города и местные достопримечательности, в том числе самолет «Конкорд», который был разработан именно здесь. А, например, воздушные шары на 20-фунтовой банкноте нарисовала 10-летняя Джемма Блэнч из Westbury Park Primary School. Взяв у разных художников придуманные ими элементы дизайна, нанятые кредитным союзом профессионалы инкорпорировали в рисунок отдельных банкнот единые элементы, защиту от подделки и т. д. По дизайну бристольские деньги столь хороши, что город может неплохо заработать только на их продаже (по номиналу!) коллекционерам и ценителям современного искусства.
С мая граждане и компании открывают счета для платежей местными фунтами в BСU, который будет работать как единственный эмитент, обменный и процессинговый центр. Через эти счета можно будет получать зарплату, расплачиваться безналичными бристольскими фунтами с теми, кто их принимает: предполагается, в частности, возможность онлайн-платежей, платежей с мобильного телефона и использование прочих возможностей современных денег.
Выгоды и потери
Эмитенты валюты и городские власти видят от нововведения сразу несколько выгод. Во-первых, увеличивается потребление товаров и услуг местных поставщиков и провайдеров в ущерб бизнесу иногородних, национальных и транснациональных предпринимателей. Во-вторых, своя валюта позволяет поднять доходы городской экономики и бюджета за счет туристов, коллекционеров банкнот, общего роста известности и популярности места. «Если бы Бристоль не ввел свой фунт, вы бы сейчас про него не писали», — сказал один из чиновников мэрии, давая интервью лондонским журналистам.
Минусы тоже есть. Противники локальных валют говорят о том, что местный бизнес должен конкурировать с национальным и транснациональным за счет цены и качества, а не отгораживаться своей «валютой». Она, дескать, отбивает у городских предпринимателей желание предлагать товары и услуги на общенациональном и международных рынках. «Иметь собственную микроэкономику в большой макроэкономике не совсем правильно», — говорят совладельцы магазина одежды Shop Dutty Луиза Джонс и Джо Риндон, которые опасаются, что нововведение только усилит административное давление.
Авторы идеи бристольского фунта отвечают на это, что рост локальных продаж не будет слишком заметным. Если местное масло плохого качества, 5-10-процентный дисконт вряд ли заставит предпочесть его другой марке. Кроме того, местный бизнес и так включен в международные цепочки: Бристоль — крупный порт, центр авиастроения. К примеру, как сообщила на днях Bristol Business News, городская компания Hydro International (оборудование для водоснабжения) подписала контракт с российским «Эколайном» на €2 млн о поставке систем водоснабжения реконструируемому аэропорту Петербурга.
Разумеется, бристольский фунт не является обычной валютой. Он не будет торговаться на международных интернет-торгах в системе Forex, мэрия и BСU не будут ежедневно менять курс — он жестко привязан к британскому фунту. Местный бюджет не будет брать деньги в долг в бристольских фунтах и тем самым «компрометировать» их. По сути, нарядные бристольские бумажки — это
И как со всяким таким средством, «на входе» ты получаешь льготу (5-10-процентный дисконт), а на выходе из системы, наоборот, должен заплатить 3%). Разницу между этими цифрами оплатят местный бюджет и предприниматели, не без оснований надеющиеся на рост доходов.
Европейское поветрие
Комментируя введение бристольского фунта, глава Европейского центрального банка Марио Драги сделал неожиданное признание: согласно данным его ведомства, в Европе уже больше 100 местных валют. Только в Греции городских валют полтора десятка. В той же Британии в 2008 году собственными деньгами обзавелся небольшой южный город Льюис.
В итальянском Неаполе недавно ввели в оборот «напо», которая позиционируется как «честная монета для честных людей» и дает возможность получения скидки 20% в городских магазинах, кафе и ресторанах. Местные власти прогнозируют, что товарооборот в этой валюте уже в ближайшее время достигнет $55 млн.
Примерно такая же схема действует в римском районе Монтесакро, где фактическую скидку 20% можно получить, используя местные «шеки». Причем участники программы из числа представителей местного бизнеса получают компенсацию от властей.
Сейчас в пригороде Мадрида городке Аламо магазины и бары начали принимать к оплате испанские песеты, ходившие до евро. Их можно не только использовать как средство расчетов в местной экономике, но и обменять по курсу 166 386 песет за €1. Песеты здесь будут иметь хождение до сентября, но если новая-старая валюта себя проявит, эксперимент может быть продлен.
Введение подобных местных валют будет иметь эффект плацебо, считает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Поскольку они ходят в конкретном городе параллельно с основной валютой страны, живучесть их будет определяться исключительно степенью полезности для жителей. Пока они дают какие-то пусть даже минимальные преимущества по сравнению с основной валютой, у них есть шанс на будущее.
Борис ГРОЗОВСКИЙ