Во многом решающим для судьбы Греции событием будет доклад «Тройки» — специального органа, объединяющего представителей Еврокомиссии, стран еврозоны, а также Международного валютного фонда, — о ситуации в греческой экономике. Публикация доклада ожидается 8—9 октября, и именно он должен показать, насколько далеко греки продвинулись в реализации программы экономии 11,5 млрд евро. От того, каким будет доклад «Тройки», зависит, получит ли Греция очередной транш в 31,5 млрд евро. Без этого транша уже в октябре страна окажется банкротом. И ее дальнейшая судьба — внутри еврозоны или вне ее — будет решаться, по-видимому, на саммите ЕС 18—19 октября.
Собственно, уже сейчас понятно: программу экономии греки не осилили. Греческий премьер-министр Антонис Самарас в последний
Подобные шаги говорят о том, что лидеры еврозоны, похоже, не готовы идти на новые уступки Афинам. Поэтому в других столицах еврозоны, и особенно в Германии, хотят, чтобы греческий премьер Самарас представил реализуемую программу экономии госрасходов, а не просил отсрочки выполнения нынешней, как он это делал в последние месяцы. Для Греции же такой сценарий является крайне проблематичным, учитывая, что экономика страны находится в глубокой рецессии (см. график). Это прекрасно понимают и в ядре зоны евро, где сохранение членства Греции постепенно перестало восприниматься как самоцель. Да и комментаторы все чаще говорят о том, что европейцам следует пожертвовать Грецией, чтобы спасти от коллапса Испанию, куда более крупную и важную экономику ЕС.
Вопрос дня
Главный вопрос, который сегодня рассматривает «Тройка», заключается не в том, сорван ли график стабилизации греческой экономики, а в том, является ли текущий срыв графика экономии катастрофой или же это весьма неприятная, но преодолимая трудность. «То, что график реализации экономических реформ сорван
Выход из евро парализует греческую экономику. «В краткосрочной перспективе это будет крах банковской системы. Многие виды финансовой деятельности просто перестанут быть возможными. Произойдет девальвация новой валюты — импорт станет более дорогим. Сейчас трудно предсказать, насколько глубокой будет девальвация, но можно предположить, что рынки предпочитают перестраховаться, и первоначальное падение курса будет более глубоким, чем требуют объективные экономические условия. В среднесрочной же перспективе будет проявляться положительный эффект для греческой экономики, ее экспорт будет расти. Но сколько займет оздоровление — сегодня сказать сложно», — резюмирует эксперт IW Köln. Подобный сценарий также ударит и по остальным странам еврозоны — особенно по государствам периферии. Так, испанцы и итальянцы массово бросятся снимать свои сбережения из банков и выводить их в страны ядра, что приведет к панике и сделает реальным банкротства фининститутов периферийных государств.
Впрочем, до доклада «Тройки» должно произойти еще несколько важных событий — и именно они могут повлиять на то, как именно «Тройка» истолкует задержку с реализацией греками планов экономии. Необходимо понимать: судьба еврозоны не предопределена. Речь может идти лишь о прогнозах, которые сами, в свою очередь, основываются на прогнозах. Выезд с каждой развязки на пути спасения или гибели Греции (и, шире, еврозоны) зависит от множества решений политиков и экономистов в разных странах мира, причем решения эти могут определяться как неполнотой информации и (зачастую ошибочностью) прогнозов, так и сиюминутными политическими интересами. А пока никто не может предсказать, как будут развиваться события даже в ближайшие несколько месяцев.
Бесконечность вероятностей
Простой пример: в Германии, стране, являющейся главным спонсором европейских стабилизационных институтов, финансирующих Европейский механизм стабильности (ESM) на 27%, в сентябре 2013 года пройдут выборы в национальный парламент. Это значит, что предвыборная кампания в ФРГ начнется уже в ближайшие месяцы — и действующий канцлер Ангела Меркель попадет под жесточайшее давление оппозиции, которая будет подвергать критике любые ее действия по решению греческой проблемы, требуя прекратить финансирование «греческих бездельников» за счет Германии.
Собственно, канцлер Меркель в своей политике удержания Греции внутри еврозоны сталкивается с жесточайшей критикой даже со стороны обеих коалиционных партий. Лидер Свободной демократической партии Германии (СвДП) и вице-канцлер ФРГ Филипп Рёслер уже заявил в телеинтервью, что выход Греции из еврозоны «давно перестал пугать» его. А Александр Добриндт, генеральный секретарь Христианско-социального союза (ХСС) — партии, входящей в блок с Христианско-демократическим союзом (ХДС) Ангелы Меркель, заявил журналистам, что «не видит Грецию в еврозоне в 2013 году». Совершенно очевидно: Меркель, которая еще на прошлой неделе, сразу после беседы с греческим премьером Самарасом, заявила журналистам, что «желает, чтобы Греция осталась в еврозоне», удержание такой политической позиции будет обходиться все дороже.
Другой пример: 12 сентября в Нидерландах пройдут парламентские выборы, и, если верить соцопросам, нынешняя коалиция, согласная на принятие бюджета, в котором заложены средства на поддержку европейских механизмов стабильности, не сможет набрать большинства голосов. По конституции Нидерландов бюджет страны на 2013 год (в который должны быть включены деньги на финансирование механизмов стабильности) должен быть представлен парламенту в течение пяти дней после выборов, то есть до 18 сентября. Каким будет решение по этому проекту бюджета — неясно. Прежнее правительство премьера Марка Рютте ушло в отставку в апреле после двух лет работы именно
Наконец, не последнюю роль играют и все более жесткие заявления политиков не главных европейских стран. Так, австрийский вице-канцлер и министр иностранных дел Михаэль Шпинделеггер потребовал на прошлой неделе разработать механизм насильственного выдворения стран из еврозоны. А финский министр иностранных дел Эркки Туомиоя заявил, что Финляндия уже приняла меры, необходимые для противодействия распаду еврозоны, и поэтому может быть спокойна за свою экономику.
В итоге именно из таких факторов, как внутренняя политическая борьба, меняющиеся представления о степени безнадежности ситуации в Греции и разные оценки рисков, а также реакция рынков на противоречивые заявления политиков, и будет складываться мозаика решений, принимаемых руководителями европейских стран и властями Евросоюза по греческой проблеме.
Впрочем, уже сейчас понятно, какие события ближайших недель смогут стать главными отправными точками в развитии ситуации вокруг Греции. Так, одной из важнейших дат является 12 сентября, когда Конституционный суд ФРГ вынесет решение о конституционности участия Германии в Европейском механизме стабильности (ESM). Германия участвует в ESM капиталом в 190 млрд евро, поставляя, как уже было сказано, 27% капитала фонда. Закон об участии ФРГ в ESM был принят бундестагом и для вступления в силу должен быть подписан президентом страны Йоахимом Гауком, но группа депутатов парламента подала срочный запрос в Конституционный суд, поставив под сомнение право парламента передоверять такие суммы наднациональному механизму, свободному от прямого контроля со стороны граждан Германии. Хотя эксперты (например, аналитический центр Deutsche Bank Research) расценивают вероятность блокирования законопроекта через суд как низкую, ее все же нельзя полностью исключать. В случае же блокирования участия Германии в ESM можно будет говорить о крахе всей архитектуры европейской финансовой стабильности.
Заражение не страшно?
Прогноз развития ситуации в кризисных странах вокруг Греции — самый острый вопрос, стоящий перед политиками еврозоны. Удержание Греции внутри еврозоны осуществляется сегодня в первую очередь для того, чтобы не допустить так называемого заражения — цепной реакции с крахом всех экономик Средиземноморья и последующей депрессией в Европе. Но боязнь эффекта домино ослабевает: по мере продолжения кризиса еврозоны политики начинают привыкать к нему. Так, лидер ХСС Александр Добриндт, традиционно озвучивающий наиболее радикальные идеи своего партийного руководства, уже заявил, что механизмы стабилизации в Европе настолько прочно выстроены, что опасения заражения бессмысленны, и Грецию можно смело подводить к банкротству.
Такая резкость суждений может быть опасна в сложившейся ситуации, предупреждают экономисты. «Никто не знает сегодня, будет заражение или нет. Есть надежда, что выход Греции из еврозоны станет сбрасыванием пут. Многие экономисты действительно полагают, что ситуация в Греции значительно серьезнее, чем в других государствах. Однако как на самом деле отреагируют финансовые рынки и не посыплются ли вслед за Грецией другие страны, как костяшки домино, точно никто сказать не может. Тезис о том, что ситуацию можно держать под контролем, очень спорен», — сказал «Эксперту» Юрген Маттес из IW Köln.
«Выход Греции из зоны евро для многих сегодня выглядит вполне приемлемым сценарием. Но он несет в себе множество рисков для дальнейшего существования евро. Вопрос первый: ограничится ли все Грецией или же на выход отправятся другие проблемные страны, включая Португалию, Ирландию, Кипр, Испанию и даже Италию? С политической точки зрения евро без Испании и Италии будет очень усеченным вариантом единой валюты. Кроме того, европейским налогоплательщикам придется заплатить за выход Греции из еврозоны в виде гуманитарной помощи и оплаты функционирования ключевых государственных служб, таких как армия, полиция, скорая помощь. И тут речь может идти о нескольких сотнях миллиардов евро. Так что эффект от исключения Греции из зоны евро оказывается не столь однозначным», — рассказал «Эксперту» Филип Уайт, экономист Центра европейской реформы в Лондоне.
Юго-западный фронт
«Как и год, и полгода назад, наш основной прогноз основывается на том, что Греции удастся остаться в зоне евро. Однако главной угрозой для будущего евро сегодня является не Греция, на которую приходится всего два процента ВВП еврозоны, а Испания, четвертая по величине экономика еврозоны», — рассказала «Эксперту» Лоранс Бун, экономист по Европе Bank of America Merrill Lynch.
В сентябре в Испании будут тестировать банки на устойчивость к финансовым потрясениям. Окончательный объем необходимой фининститутам рекапитализации будет определен до конца месяца. Дефицит средств испанских частных банков — один из ключевых факторов испанского экономического кризиса. В июне было одобрено выделение банкам Испании пакета рекапитализации в объеме 100 млрд евро — под гарантии правительства страны. Однако уже в июле стало известно, что потребность банковского сектора в рекапитализации составляет по меньшей мере 150 млрд евро. К сентябрю она может вырасти еще больше, особенно на фоне усложнения заимствований на рынке для испанского правительства — ожидается, что в сентябре агентство Moodys снизит суверенный рейтинг Испании ниже инвестиционного уровня.
Пока попытки испанского правительства не обращаться за официальной помощью к партнерам по еврозоне оказывались успешными. Однако в самом конце августа Мадрид получил неприятный удар от регионального правительства Каталонии. Автономный регион, на который приходится 20% испанского ВВП, обратился к центральным властям за срочной помощью в 5 млрд евро. Как отмечают аналитики, спасение Каталонии может обойтись значительно дороже: чтобы сбалансировать региональный бюджет, до конца 2014 года потребуются еще несколько миллиардов. Правительство Испании в июле создало специальный фонд ликвидности с 18 млрд евро для экстренных ситуаций, но Валенсия, Мурсия и еще несколько регионов, исключенных с рынков капитала
Именно поэтому многие полагают, что Испания в итоге повторит судьбу других средиземноморских стран — членов еврозоны и обратится за помощью в Брюссель. Официально об этом не говорится — наоборот, европейские лидеры активно хвалят направленные на экономию бюджетов реформы испанского премьер-министра Мариано Рахоя, которого ставят в пример тому же Самарасу. Но, как и Греция, Испания сегодня все глубже увязает в кризисе. По прогнозам, в 2012 году ВВП снизится на 1,6%, а внутренний рынок — на 3,9%. Депозиты только за июль сократились на 4,7%. Безработица упорно держится на уровне около 25%, а среди молодежи достигает 50%. «Учитывая, что долги одних только испанских регионов составляют 145 миллиардов евро, помощь этой стране может оказаться делом неподъемным для партнеров по еврозоне. Если Испания в итоге обратится за помощью, то ей может понадобиться до 350 миллиардов евро. Фактически это израсходует все оставшиеся ресурсы в Европейском механизме стабильности, не оставив никаких средств для возможной помощи Италии», — рассказала «Эксперту» Дженнифер Маккьюэн, экономист исследовательского центра Capital Economics в Лондоне.
Спасение в консолидации
Большинство экономистов между тем полагают, что вероятность спасения экономики Греции и целостности еврозоны все еще сохраняется. «На наш взгляд, имеется три ключевых условия для того, чтобы рынки поверили, что еврозона сможет вылезти из нынешнего болота и сохраниться в виде единой валютной зоны. Во-первых, необходима достаточная интеграция между членами еврозоны. Этот кризис нечто большее, чем просто экономический кризис, и он может быть преодолен через более высокие уровни экономической, финансовой, бюджетной и политической интеграции между странами. Рынки хотят увидеть, что страны делят бремя кризиса — в том числе в виде прямой рекапитализации и еврооблигаций, но такие решения могут быть устойчивыми, только если они будут сбалансированы с помощью достаточного контроля или отказа стран от национального суверенитета. Во-вторых, поскольку рынки будут испытывать сомнения в успехе и скорости такой интеграции, наиболее уязвимые члены еврозоны будут требовать дополнительного внешнего финансирования до достижения интеграции. Для этого существуют два главных источника средств: официальные кредиторы (EFSF, ESM, МВФ) и ЕЦБ. В-третьих, рынки должны испытывать большую уверенность относительно экономического роста. ВВП еврозоны сократился в очередной раз во втором квартале 2012 года. Исследования показывают, что снижение продолжится, если не усилится, в третьем квартале. Основное снижение наблюдается на особо затронутой кризисом периферии, однако все более отчетливо видны симптомы спада и в ключевых странах еврозоны. Рынкам нужно больше доказательств экономического роста, чтобы поверить в возможность стабилизации долга», — утверждается в докладе «Евростресс: тест для рыночного решения» ведущей немецкой аналитической компании Deutsche Bank Research. Однако еврозона постепенно скатывается в рецессию: по прогнозам, в 2012 году ее ВВП сократится на 0,5%.
По мнению автора доклада, аналитика DB Research Жиля Мека, важными условиями для восстановления стабильности в еврозоне являются предоставление гарантий ЕЦБ для рефинансирования механизма европейской стабильности ESM, а также формирование нового механизма надзора за национальными банковскими секторами. «11 сентября Еврокомиссия должна представить предложения о едином надзоре за банками в еврозоне под контролем ЕЦБ. Эти предложения будут обсуждаться на заседании министров финансов ЕС 14—15 сентября. Нельзя недооценивать технические вызовы при создании поля надзора. При наличии 7 тыс. банков внутри еврозоны невозможно рассчитывать, что ЕЦБ возьмет у национальных регуляторов всю ответственность за них. Нужно создать систему, которая бы наделила ЕЦБ полномочиями, однако использовала бы знания местных регуляторов и не допускала бы потери информации при передаче с уровня на уровень», — заявил Мек. Успеют ли европейцы создать подобную систему за ближайшие несколько недель, в течение которых будет решаться судьба евро?
Сергей СУМЛЕННЫЙ, Александр КОКШАРОВ