По данным Росстата, в августе цены выросли на 0,1% в сравнении с июлем: рост притормозил
В августе ускорились темпы роста цен на всю продовольственную группу, связанную с зерном не только напрямую, но и опосредованно (мука, крупы, макароны, мясо, молоко, сливочное масло). Продовольствие в целом подорожало на те же 0,8%, что и в июле, но тогда одним из драйверов стало повышение акцизов на алкоголь, напоминает Александр Морозов из HSBC. Темпы продовольственной инфляции остаются высокими, констатирует он: 0,8% за месяц — это почти 10% в годовом выражении. Недавно Минсельхоз снова снизил прогноз урожая зерна — до 70—75 млн т (с 75 млн), нижняя граница прогноза теперь меньше объема внутреннего потребления (71,5 млн).
С начала года потребительские цены выросли на 4,6% против 4,7% за тот же период 2011 г.: с сентября инфляция начнет обгонять прошлогодние показатели. Плохой урожай, низкая база 2011 г. (0% в сентябре), завершение сезона дешевых овощей, второй раунд индексации тарифов ЖКХ — вот причины, по которым инфляция в сентябре ускорится, перечисляет Морозов: «Уже первая недельная сводка Росстата за сентябрь может показать, что рост в годовом выражении превысил 6%».
По оценкам Минэкономразвития, в сентябре рост цен ускорится до 0,5—0,6% (к августу), сообщил замминистра экономического развития Андрей Клепач: фактором ускорения станут цены на продовольствие на фоне замедления сезонного удешевления плодоовощной продукции. На прошлой неделе министерство повысило прогноз по инфляции на 2012 г. до 7%, на 2013 г. — до 5—6% (с 4,5—5,5%). В зависимости от итогов урожая вероятный диапазон его влияния на инфляцию достаточно широк — она может ускориться до 9%, хотя пик роста придется, вероятно, уже на I квартал 2013 г., сказал Морозов. Пока можно говорить, что в 2012 г. инфляция составит 7—8%, считает он. Консенсус-прогноз Reuters — 6,7%, «Интерфакса» — 6,6%. В 2011 г. инфляция составила 6,1% — исторический минимум.
Для всех, кроме ЦБ, очевидно, что цель по инфляции в 6% по итогам года недостижима, замечает Дмитрий Полевой из ING. Учитывая, что ускорение роста цен вызвано преимущественно немонетарными факторами (тарифы и продовольственный шок), для ЦБ было бы лучше признать нереалистичность цели и адаптировать политику к условиям повышенного ценового давления, рассуждает Полевой. По его мнению, на заседании 13 сентября ЦБ оставит ключевые ставки неизменными: темпы роста кредитования уже сокращаются, рост цен производителей остается подавленным. Кроме того, III квартал станет периодом сильного торможения экономики (в том числе
На кону репутация ЦБ, не согласен Морозов: его решение станет «лакмусовой бумажкой» приверженности регулятора своим обязательствам принимать меры, когда инфляция превышает целевой диапазон. Структура инфляции показывает, что не только в шоке дело: продолжает расти базовая инфляция, служащая индикатором монетарного давления (5,5% в августе против 5,3% в июле к тем же месяцам 2011 г.). Если ЦБ всерьез заявляет об инфляционном таргетировании, то он не имеет права сидеть и смотреть, как инфляция выходит за целевые рамки, убежден Морозов: «Зачем устанавливать цели, если всегда можно сослаться на шоки». Есть причина повысить как минимум ключевую для рынка ставку репо (5,25%), она уже отрицательна в реальном выражении, добавляет он.
Еда и тарифы
В условной корзине, используемой Росстатом для измерения индекса цен, доля продовольствия максимальна — 37,27%. Доля услуг — 25,85%, в том числе ЖКХ — 9,2%.
Ольга КУВШИНОВА