Банк России выступил с инициативой, направив в Минфин и Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) просьбу начать процедуру внесения поправок в законодательство. Цель поправок — разрешить банкам-дилерам валютного рынка, торгующим на Московской бирже (нынешнее название биржи ММВБ-РТС) и уже имеющим лицензию Банка России на работу с иностранной валютой, не получать дополнительно лицензию ФСФР. Об этом сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на заместителя председателя ЦБ Сергея Швецова.
Банки, обладающие лицензией Банка России на проведение операций с иностранной валютой, традиционно торговали в валютной секции ММВБ, в основном, долларами и евро. При этом несколько десятков этих банков не имеют лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, которую выдает ФСФР.
Как пишет BFM.Ru, с 1 января 2013 года вступают в силу нормы закона «Об организованных торгах», согласно которым для участия в сделках с производными финансовыми инструментами (ПФИ) необходимо наличие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
«Чтобы биржа не прятала свой валютный бизнес под срочную сделку, мы попросили ФСФР разрешить нескольким банкам продолжать, как они это делали 20 лет на валютной секции, совершать от своего имени и за свой счет эти сделки», — сообщил Сергей Швецов. Речь идет о нескольких десятках небольших банков, которые участвуют в торгах Московской биржи.
В условиях гибкого образования курса валют банкам необходимо хеджировать свои валютные риски при помощи производных финансовых инструментов, поэтому им и необходимо работать с ними.
«Это не вопрос о жизни и смерти, а вопрос исторической справедливости. Эти банки вполне могут получить лицензию ФСФР или стать клиентами других банков. Просто это вопрос административных издержек. Новое регулирование не должно мешать бизнесу, а должно ему помогать без увеличения рисков», — считает Швецов.
Мнения участников рынка о том, надо ли банкам поучать лицензию ФСФР, разделились. Банки, естественно, голосуют за позицию Центробанка, а инвестиционные компании поддерживают идею лицензирования в ФСФР.
Между ФСФР и Центробанком давно наблюдается противостояние, отмечает директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто. Он вспоминает, что Центробанк не очень доволен желанием инвестиционных компаний называться на западный манер инвестиционными банками, так как если у организации нет лицензии ЦБ, то ей нельзя использовать термин «банк». ФСФР, со своей стороны, ополчилась на общие фонды банковского управления (ОФБУ), заставив их работать только по законодательству о паевых фондах, и игнорировать требования ЦБ, продолжает Солабуто. Сейчас происходит еще одно наступление ФСФР на позиции ЦБ. «Из наблюдений за работой ФСФР можно сделать вывод, что все действия службы достаточно продуманы и всегда поддерживаются участниками рынка ценных бумаг. Это и дает ей силу при лоббировании законов, связанных с деятельностью данного рынка. Поэтому в данном споре я бы занял сторону ФСФР», — признается Солабуто.
Начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Сергей Александров считает, что в данном случае речь все же идет о валютных сделках, которые, хотя формально и подпадают под раздел срочных сделок, но по своей сути немногим отличаются от операций купли-продажи валюты. «Я бы не стал настаивать, чтобы лицензия профучастника в данном случае являлась необходимой. В искусственном сужении круга участников данного сегмента рынка не заинтересованы ни сами участники, ни регулятор», — полагает Сергей Александров.
Елена ГОСТЕВА