В меморандуме к IPO банк «Санкт-Петербург» рассказал о своих акционерах. С начала июля, когда банк тоже раскрывал совладельцев, в списке акционеров появились новые имена. Председатель совета директоров банка «Санкт-Петербург» Индрек Нейвельт через свою эстонскую инвесткомпанию «Траст ин» контролирует 0,99% обыкновенных акций банка. В отчете об итогах выпуска допэмиссии, зарегистрированном в апреле 2007 г. (акции тогда продавались по 53 руб.), ни Нейвельт, ни его компания среди акционеров-нерезидентов не значатся. Связаться с ним не удалось, но близкий к банку источник сообщил, что он купил их на вторичном рынке уже после размещения той допэмиссии. Во вторник «Санкт-Петербург» начал роуд-шоу перед IPO и объявил ценовой диапазон — $4,35—5,65. Исходя из этого пакет Нейвельта может быть оценен в $10—13 млн.
Нейвельт, ранее возглавлявший крупнейший в Прибалтике Hansabank, — единственный из независимых директоров «Санкт-Петербурга», у кого есть акции банка. В меморандуме указано, что независимые директора не имеют права состоять «в значимых бизнес-отношениях с банком напрямую или будучи акционерами, партнерами или директорами». Однако небольшие пакеты (до 2%) достаются нередко независимым директорам, как правило — в результате реализации опционов при размещении акций, рассказывает управляющий партнер PricewaterhouseCoopers Игорь Болдырев. Поскольку такие пакеты практически не позволяют влиять на ситуацию в компании, инвесторы воспринимают это спокойно, добавляет он. 1,7% обыкновенных акций банка есть у Натальи Полукеевой — жены вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Полукеева, который тоже входит в совет как независимый директор.
Среди миноритариев банка появился председатель правления и совладелец группы компаний «Русское море» Максим Воробьев — у него 3,8% обыкновенных акций ($38—50 млн исходя из объявленного диапазона). «В этом году я купил акции у нескольких юридических и физических лиц, потому что считаю банк очень хорошей, динамично развивающейся компанией. Это мои частные вложения. Я использую акции в том числе в качестве залога для кредитования моего рыбного бизнеса, — рассказал «Ведомостям» Воробьев. — В ходе IPO продавать свой пакет я не собираюсь и даже, возможно, буду покупать». Еще 2,67% обыкновенных акций — у Михаила Кенина, которого аналитики «Ренессанс капитала» в отчете, подготовленном к размещению, назвали партнером Воробьева. Связаться с Кениным не удалось, но близкий к нему источник сообщил, что это хороший знакомый Воробьева и для него это тоже частная инвестиция.
В начале июля среди акционеров банка были Игорь Букато (3%) и Николай Локай (1,67%). Теперь, по данным банка, из списка акционеров, которым принадлежит более 1%, они исчезли.
Предправления банка Александр Савельев увеличил свою долю в обыкновенных акциях за это время до 43,45%, Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий снизили доли до 14%, а Сергей Матвиенко (5%), Валерий Пузиков (5,9%) и Елена Иванникова (4,39%) сохранили свои доли.
Анна БАРАУЛИНА, Анфиса ВОРОНИНА