Еврокомиссия разработала проект, согласно которому с 1 января 2014 года ЕЦБ будет осуществлять контроль над всеми европейскими банками. Как сообщают зарубежные СМИ со ссылкой на документ, «стабильность крупных компаний имеет ключевое значение для финансовой системы, но, как показывает практика, небольшие банки также могут представлять угрозу». Предлагаемый надзор должен работать для предотвращения новых финансовых кризисов. Кроме того, он является необходимым условием, чтобы кредитные учреждения могли иметь прямой доступ к деньгам фонда спасения ESM.
Ранее о том, что подобные предложения готовятся, заявил комиссар ЕС Мишель Барнье. Он указал, что ЕЦБ станет контролировать все банки зоны евро, сообщила Sueddeutsche Zeitung. «Мы предоставим ему все инструменты, необходимые для эффективного контроля», — сказал еврокомиссар. Законодательный пакет будет официально представлен на рассмотрение 12 сентября. Таким образом, под контроль попадут более 6 тыс. банков. Если страны еврозоны и Европарламент поддержат предложение, все «больные» банки могут быть профинансированы через ESM с 2013 года. «С 1 января 2013 года все банки, которые поддерживаются фондами спасения, должны контролироваться централизованно, — сказал он. — С 1 июля 2013 года будут отслеживаться системные банки, а с 1 января 2014 года — все кредитные организации».
Но этот план Брюсселя столкнулся с жесткой критикой в Германии. Для сберегательных и кооперативных банков контроль ЕЦБ был бы «совершенно неправильным», считает, например, финансовый эксперт фракции ХДС/ХСС Клаус-Петер Флосбах. Но Барнье не разделяет этой точки зрения. Он отметил, что «контроль будет обязателен для всех банков 17 стран валютного союза. Страны вне зоны евро могут присоединиться к проекту добровольно. Даже меньшие финансовые институты, такие как Northern Rock, Dexia или Bankia, потребовали огромных денег от правительств, чтобы быть спасенными от банкротства, сказал он. Это не должно повториться».
Узкий круг крупных банков контролировать существенно проще, чем широкий спектр из тысяч европейских кредитных организаций, объясняет замначальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков аналитического управления инвестиционного департамента Промсвязьбанка Олег Шагов. При слишком малом или чрезмерно большом количестве банков эффективность новой системы надзора снизится. Вероятно, считает эксперт, что основным предметом последующих споров в дальнейшем станут как раз критерии отбора банков, подпадающих под пристальный контроль за их деятельностью со стороны регулятора.
Между тем о целесообразности введения банковского контроля в ЕС надо говорить через призму взаимоотношений регулятора и банковской системы последних лет, считает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-портал» Алексей Рыбаков. ЕЦБ делает все возможное, чтобы спасти европейскую банковскую систему, при этом не особо «вмешиваясь» во «внутренние авгиевы конюшни», читай, балансы банков. Чего стоят только программы по предоставлению долгосрочных кредитов под залог активов (LTRO), схемы РЕПО и выкуп суверенных бондов правительств, держателями которых в большей степени выступают все те же банки еврозоны. Поэтому введение контроля нужно, дабы в один прекрасный момент мир не получил еще одну испанскую банковскую проблему, размеры которой до сих пор не установлены.
Если посмотреть на проблемы, с которыми столкнулась еврозона в 2010 году, то они имеют совершенно другой характер, нежели кризис в США 2008 года, отмечает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Ключевой точкой является несогласованность деятельности. Поэтому европейские структуры так стремятся отрегулировать именно банковский сектор, а не, к примеру, динамику фондовых рынков. Основное, что должно быть введено в рамках единого надзора, — это гарантии по депозитам, механизм фондирования и рекапитализации, а кроме того, меры по обязательному созданию резервов для всех крупных банков ЕС. С большой долей вероятности, уверена эксперт, решение о едином надзоре действительно примут, но это, скорее всего, будет отдельный финансовый регулятор, напрямую не связанный с ЕЦБ. То есть это оптимальный вариант: Европе нужен именно политический пакт о согласии и системе контроля, а не орган, связанный с ЦБ. Таким образом, ЕЦБ избежит рисков обеспечения ликвидностью проблемных банков. Для стран-членов ЕС подобная схема оставит некоторую самостоятельность в финансовой сфере.
Но стоит понимать, что банковские системы развитых стран уже давно стали слишком сложными для всеобъемлющего контроля. Об этом, собственно, прямо заявил представитель Банка Англии Энди Холдейн на последнем форуме в Джексон-холле. Европа — не исключение, отмечает глава аналитического департамента БК AForex Николай Корженевский. Во-первых, у ЕЦБ сейчас есть очень похожие, но не консолидированные полномочия. Очень сомнительно, что создание центрального офиса в здании ЕЦБ радикально изменит ситуацию. Марио Драги неоднократно говорил о том, что инсайдеры (в хорошем смысле слова) и таланты все равно работают в национальных регуляторах, и они всегда лучше видят происходящее. Во-вторых, отдельный регулирующий орган был бы эффективнее. ЕЦБ должен проводить монетарную политику, а не заниматься работой с банками. Разумнее, уверен аналитик, было бы создать отдельный институт, по образцу страховой отрасли.
Впрочем, ЕЦБ вполне справится с новой функцией по контролю над всеми банками еврозоны, и это вообще наиболее правильное решение — сосредоточить контроль в одной организации, возражает аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова. И чтобы ЕЦБ не принимал решения лишь в своих интересах, его полномочия было решено ограничить группой экспертов от ЕС, которая станет контролировать действия ЕЦБ. Может потребоваться определенное время, чтобы новый механизм, которым наделят ЕЦБ, был четко отлажен и работал исправно.
Так или иначе, вне зависимости от того, как будет контролироваться отрасль и насколько быстро в Европе все заработает, для самих банков при введении контроля изменится не так много, заключает Николай Корженевский. Общая операционная деятельность определяется базельскими стандартами, и обновленный регулятор вряд ли радикально повлияет на ситуацию в отрасли. Ключевая проблема финансовых компаний в Европе — отсутствие спроса на их базовые услуги, а не чрезмерный/недостаточный надзор.
Анна КОРОЛЕВА