Крупнейшим банкам мира придется заняться повышением общего уровня ликвидности своих активов. Базельский комитет по банковскому надзору начал очередной раунд консультаций, цель которого — согласовать более жесткие нормативы на этот счет. Многие банкиры, однако, считают, что комитет слишком торопится с такой мерой. Подробности — у Андрея Загорского.
Базельский комитет уже давно и последовательно внедряет все более жесткие комплексы требований к банкам, известные, в частности, под названиями «Базель-2» и «Базель-3». На сей раз речь идет о том, чтобы добиться от банков такого уровня обеспеченности высоколиквидными активами, чтобы они могли при полном отсутствии поступлений средств извне продержаться не менее 30 дней.
Предполагается, что если это условие удастся согласовать, оно должно вступить в силу с 1 января 2015 года. Чтобы к этому сроку вписаться в обозначенные параметры, банкам придется предпринимать какие-то действия уже сейчас. С учетом того, что многие из них, особенно европейские, переживают не лучшие времена, сделать это будет нелегко. И все же повышать общий уровень ликвидности активов надо, полагает директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев.
«Это правильно. К финансовым институтам, как части финансовой системы, должны ужесточаться требования. В любом случае, базельские нормативы Россию коснутся чуть позже. У нас еще «Базель-2» не введен, до третьего еще очень далеко», — считает он.
Рекомендации Базельского комитета, в который входят представители банковских регуляторов 27 стран мира, не являются обязательными, но в итоге почти всегда находят отражение в национальных законодательствах. Многие банки опасаются, что соблюдение новых нормативов ликвидности и сама подготовка к их введению могут осложнить им жизнь, в частности, привести к снижению объемов кредитования. Ситуация такова, что переход к новым стандартам действительно не стоит форсировать, считает заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков Валерий Петров.
«Для банков сейчас, помимо проблемы ликвидности, имеется проблема доходности. Стремление заработать всегда граничит с риском. Поэтому требования Базеля должны реализовываться, с моей точки зрения, гораздо медленнее, чем предлагает комиссия. Но то, что они должны быть реализованы, сомнений не возникает», — отметил он.
По данным Базельского комитета, дефицит ликвидности 212 крупнейших банков мира на июнь прошлого года составлял $2,2 трлн или €1,76 трлн.
Даже глава ЕЦБ Марио Драги недавно заявил, что введение новых нормативов ликвидности может серьезно затруднить операции по межбанковскому кредитованию.