Новые требования регулятора к расчету норматива Н1 и желание заработать подтолкнули банки к расширению розничного бизнеса. В результате уже в этом году потребительское кредитование может вернуться к докризисным темпам роста — 50%.
В 2012 году достаточность капитала стала одним из ключевых ограничителей дальнейшего развития банковского сектора: избыточный запас капитала, накопленный фининститутами в 2008—2009 годах, исчерпан, а новации Банка России в расчете норматива Н1 отняли у первого норматива банков с большой долей корпоративного кредитования еще около 0,5 процентного пункта. Банки, не пожелавшие жертвовать своим развитием, пошли по пути изменения структуры активов, устремившись в розничное кредитование.
Атака на первый норматив
Вопреки многочисленным опасениям участников рынка вступление в силу с 1 июля 2012 года более жестких требований к учету кредитного риска не привело к драматичному снижению достаточности капитала в банковском секторе. По итогам июля 2012 года средний по системе норматив Н1 снизился на 0,3 п. п., до 13,5% (см. график 1), что сопоставимо с результатами мая (-0,2 п. п.) и июня (-0,3 п. п.). И хотя июльские темпы роста кредитного портфеля (+1,5%) оказались несколько хуже динамики мая-июня (+2,6 и +2,3% соответственно), в целом давление поправок в Инструкцию ЦБ РФ № 110-И на совокупный капитал банковского сектора оказалось заметно меньше, чем опасались участники рынка. Не стоит забывать и том, что на снижение Н1 повлиял также учет с 1 июля в капитале 100% операционного риска банков (ранее учитывалось 70%). Во многом негативное влияние поправок было сглажено благодаря так называемому переходному периоду, что позволило части банков заранее диверсифицировать риски.
Вместе с тем регулятивные новации отразились на достаточности капитала лидеров рынка. Среди 200 крупнейших кредитных организаций наибольшие потери в уровне Н1 понесли банки из топ-10 по активам: по итогам июля средний норматив по данной группе снизился на 0,5 п. п., до 12,6% (см. таблицу 1). Хуже результаты только у банков ниже 200-го места по активам (-1,2 п. п.), однако с точки зрения капитала эти банки изначально обладают повышенным запасом прочности (средний Н1 на 1 августа 2012 года — 19,5%). Среди лидеров по абсолютному снижению Н1 — крупнейшие госбанки: Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк (-0,6 п. п.), Банк Москвы (-1,7 п. п.), а также «дочки» иностранных банков: Райффайзенбанк (-0,8 п. п.), Росбанк (-0,4 п. п.), Дойче Банк, Кредит Европа Банк и Абсолют-банк (более −1 п. п.). На динамике достаточности капитала последних, очевидно, сказалось активное финансирование нерезидентов, зарегистрированных в юрисдикциях с упрощенным режимом налогообложения (в том числе в офшорах).
Ситуация с динамикой Н1 осложняется планируемым принятием поправок в Положение № 254-П, которые ужесточают правила формирования резервов по ссудам с повышенным риском. По оценкам «Эксперт РА», на ссуды, подпадающие под новые требования, может прийтись от 5 до 15% кредитного портфеля банков из топ-100 по активам. С учетом достаточно формального подхода многих банков к формированию резервов по ссудам (по большинству ссуд создается минимально допустимый резерв, см. график 2) необходимость дополнительного резервирования способна оказать заметное давление на рентабельность и капитализацию банковского сектора. В «Эксперт РА» подсчитали, что вступление в силу этих поправок с 1 июля текущего года привело бы к дополнительному снижению норматива Н1 на 0,2—0,5 п. п. Особенно остро проблема подготовки к новым правилам регулирования стоит перед крупнейшими кредитными организациями: по состоянию на 1 августа 2012 года у 20 банков из топ-30 по активам значения норматива Н1 находились ниже 13% (см. график 3). Время подготовиться есть: указанные поправки вступят в действие не ранее 2013 года.
Возврат в ритейл
По итогам первых шести месяцев портфель кредитов физлицам достиг 6,6 трлн рублей, а доля в совокупном кредитном портфеле — 21% (19% на 1 января 2012 года). За период с 1 июля 2011 года по 1 июля 2012-го кредиты крупному бизнесу увеличились лишь на 25% (см. график 4). Заметно ускорилось кредитование МСБ (22% против 13), однако темпы роста сегмента все еще далеки от докризисных 40—50%. Прирост розничного кредитования с апреля превышает 40% в годовом выражении. Таким образом, сегмент, в наибольшей степени пострадавший в кризис, быстрее остальных возвращается к докризисной динамике.
Интерес банкиров к доходности этого бизнеса связан не только с более высокой процентной маржей. Потребительское кредитование дает банкам возможность увеличивать долю комиссионных доходов за счет предложения сопутствующих страховых услуг (страхование жизни, потери трудоспособности и т. п.). Многие банки, не желая делить доходы со страховыми компаниями, идут по пути создания либо покупки собственного страхового бизнеса. По последнему пути пошли крупнейшие госбанки — Сбербанк и Россельхозбанк. «Следуя мировым тенденциям, собственный страховой бизнес банков в рамках групп будет активно развиваться в нашей стране в ближайшие годы, — полагает Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками группы «Ренессанс Страхование». — Мы прогнозируем, что крупнейшие российские банки путем органического роста, через слияния-поглощения или создание совместных предприятий через несколько лет выйдут в лидеры страхового рынка».
Однако помимо высокой доходности розничный сегмент дает банкам и другое преимущество — возможность активно наращивать масштабы бизнеса без существенного ущерба для Н1. Введение повышенных коэффициентов при расчете достаточности капитала, а также планируемые изменения в правилах формирования резервов по ссудам ударяют в первую очередь по корпоративному кредитованию, требуя от банков дополнительного запаса собственных средств при финансировании операций с повышенным риском. Вполне вероятно, что часть универсальных банков стала использовать для развития розницы ресурсы, ранее направлявшиеся в активные операции с повышенным риском.
На позитивной волне
До конца текущего года мы не ожидаем каких-либо резких изменений в динамике банковского сектора. В отсутствие резких колебаний на мировых финансовых рынках сектор сохранит устойчивые темпы роста. «Банковская система сегодня в большей степени готова к кризису, чем в 2008 году, — комментирует Павел Неумывакин, исполнительный директор банка «Петрокоммерц». — К тому же есть поддержка со стороны ЦБ, что очень важно. Но, на мой взгляд, у каждого банка должен быть готов антикризисный сценарий действий в случае серьезных ухудшений на Западе».
В нашем прогнозе мы исходим из того, что макроэкономическая ситуация не ухудшится, а цены на нефть до конца 2012 года будут поддерживаться на уровне не менее 80 долларов за баррель. В случае возникновения локальных проблем с ликвидностью действующий механизм рефинансирования будет работать без серьезных сбоев, равномерно распределяя ресурсы по банковской системе. При таком сценарии по итогам 2012 года темп прироста активов и кредитного портфеля банков составит порядка 20 и 25% соответственно.
Динамика кредитного портфеля будет заметно опережать темпы прироста портфеля ценных бумаг, которые не превысят 15%. Драйвером кредитного рынка останется розничное кредитование, темпы роста которого будут в полтора раза выше результатов кредитования крупного бизнеса и МСБ. «Население нашей страны по-прежнему недокредитовано по сравнению с развитыми странами и даже по сравнению со странами третьего мира, — полагает Федор Поспелов, первый заместитель председателя правления банка «Траст». — В течение ближайших двух-трех лет рынок потребительского кредитования не достигнет насыщения — как в целом, так и по отдельным видам. POS-кредитование — единственный сегмент, где возможно насыщение, но только в случае реализации проектов Сбербанка и ВТБ 24. По остальным видам розничного кредитования в среднесрочной перспективе — до пяти лет — я каких-либо ограничений и барьеров не вижу».
Заметно быстрее рынка будет расти и сегмент торгового финансирования (по нашим оценкам, не менее чем на 40—45%). Мы ожидаем некоторого ускорения рынка кредитования МСБ к концу 2012 года в связи с активным развитием крупными игроками «кредитных фабрик» и схожих поточных продуктов.
Значения норматива Н1 в среднем по системе до конца года не опустятся ниже 12,5%. С одной стороны, поддержку Н1 окажет опережающий рост потребительского кредитования, которое не учитывается в повышенных коэффициентах в Инструкции № 110-И. С другой стороны, мы ожидаем, что крупнейшие банки будут активно стимулировать своих заемщиков к получению кредитного рейтинга (что позволит не применять повышающие коэффициенты при расчете Н1). Хороший пример эффективности данного инструмента для адаптации к нововведениям Банка России демонстрирует Газпромбанк: значение Н1 у него по итогам июля не изменилось (11,3%), несмотря на преобладание в активах корпоративного портфеля. В течение нескольких месяцев до введения в действие поправок многие заемщики Газпромбанка, подпадающие под новые правила регулирования, получили публичные кредитные рейтинги, что позволило банку не использовать повышающие коэффициенты при расчете Н1. Получение кредитного рейтинга выгодно не только банку, но и заемщику: затраты компании на рейтинг могут быть компенсированы пониженной ставкой по кредиту.
В период с 1 июля 2011 года по 1 июля 2012-го в списке крупнейших банков (топ-50 по активам) произошли заметные изменения. ВТБ 24, пропустивший вперед Банк Москвы по итогам 2011 года, в первом полугодии 2012-го вновь вырвался на 5-е место. Правда, разрыв в активах между банками остается минимальным — порядка 25 млрд рублей. В топ-10 по активам удалось войти Росбанку — благодаря консолидации бизнеса с ОАО БСЖВ, в результате чего десятку крупнейших банков покинул Промсвязьбанк.
Заметно улучшили свои позиции два банка с иностранным участием — Ситибанк (+50,5%) и ИНГ-банк Евразия (+134%). Последнему удалось переместиться с 32-го места сразу в топ-20 (19-е): во втором полугодии банк осуществил два выпуска облигаций на общую сумму 10 млрд рублей, которые были размещены преимущественно в виде МБК и вложений в ценные бумаги. Активы МДМ-банка за первое полугодие 2012 года уменьшились еще на 5%, в результате чего за год он опустился в ренкинге с 15-го места на 17-е.
В топ-30 крупнейших кредитных организаций вошел банк «Хоум Кредит», переместившийся за прошедший год с 37-го места на 30-е. Причина — рост потребительского кредитования (портфель кредитов физлицам с 1 июля 2011 года по 1 июля 2012-го вырос на 70%). По этой же причине на 10 позиций вверх, с 52-го места по активам на 42-е, поднялся СКБ-банк (темп прироста кредитного портфеля физлиц +62%). Розничный портфель Кредит Европа Банка прибавил 44%, что также позволило банку войти в топ-50, переместившись с 53-го места на 47-е. Среди новичков в списке крупнейших 50 — СМП-банк (+80% по активам за год), «БНП Париба» (+57%), Инвестторгбанк (+25%), Внешпромбанк (+25%) и Новикомбанк (+40%). Новикомбанку удалось войти в топ-50 менее чем за два года активного роста во многом благодаря сотрудничеству с компаниями, входящими в состав «Ростехнологий».
Во втором полугодии покинуть топ-50 может РГС-банк: там стагнирует корпоративное кредитование, а динамика розничного бизнеса остается несколько ниже ожиданий.
В 11 банках из топ-30 по объему розничного портфеля темпы роста портфеля кредитов физлицам за прошедшие 12 месяцев заметно превысили среднерыночные показатели (порядка 45% в период с 1 июля 2011 года по 1 июля 2012-го). Несколько отстают от динамики рынка Райффайзенбанк (+25%), «Уралсиб» (+25%) и Банк Москвы (+26%). Практически не вырос розничный бизнес в Абсолют-банке (+3%), сокращение продемонстрировал МДМ-банк (-4%). Лидерами по динамике корпоративного кредитования среди топ-30 на 1 июля стали Газпромбанк (+59%), Росбанк (+79%), ВТБ24 (61%, за счет кредитования МСБ) и Бинбанк (+63%). Резкое (-40%) сокращение корпоративного портфеля продемонстрировал Банк Москвы в рамках оптимизации и реструктуризации бизнеса.
Активное наращивание кредитного портфеля потребовало адекватного прироста ресурсной базы, так что не удивительно, что портфель депозитов физлиц в крупнейших банках заметно «потолстел». В лидерах по темпам роста розничные банки — ХКФ-банк (+334%), «Восточный» (+67%) и «Русский стандарт» (+62%).
Михаил ДОРОНКИН
Инфографику и таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.