У революционной инициативы Еврокомиссии — создать единую систему контроля за банковским сектором ЕС, чтобы защитить его от возможного краха, — оказалось слишком много скептиков. Локомотивы сообщества: Франция и Германия — не хотят нести ответственность за слабые ирландские и испанские банки. Противостояние сторон грозит донельзя затянуть реализацию столь нужного для еврозоны плана.
Ряд министров финансов ЕС в ходе совещания на Кипре выразили несогласие с планами Брюсселя как можно скорее установить единый контроль над европейскими банками. Этот шаг мог бы стать необходимым при спасении банковской системы от глубокого кризиса.
Германия, Швеция, Польша и Нидерланды призвали составить более «реалистичный» график переговоров по созданию единого банковского союза. Они считают, что к переговорам о создании единой банковской системы следует приступить не раньше 2013 года. Министр финансов Швеции Андерс Борг заявил, что считает неприемлемым требование завершить создание единого надзорного органа до конца этого года, пишет The Financial Times.
Напомним, согласно предложению Еврокомиссии, Европейский центральный банк (ЕЦБ) должен будет передать часть ответственности за всю финансовую систему небольшим банкам. Однако основную функцию по выполнению надзора за финансовой стабильностью во всех банках будет по-прежнему нести ЕЦБ.
Создание банковского союза должно пройти в три этапа. Сначала европейский монетарный регулятор наделят надзорными полномочиями. Затем будет создан специальный фонд, из которого будут финансировать проблемные банки. И, наконец, будет создана полноценная схема защиты вкладов граждан по всей еврозоне.
Европейским чиновникам осталось определить, на каких условиях страны, не входящие в состав еврозоны, могут присоединиться к урегулированию разногласий с банковским союзом. Каждая из 27 стран ЕС может заблокировать этот план.
Еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье настаивал на том, чтобы все переговоры по этому вопросу завершились до января следующего года. Тем не менее два старших дипломата, участвующих в переговорах, сказали, что переговоры о судьбе единого банковского союза могут затянуться на целый год.
В основе переговоров стоит франко-германский спор, каким образом европейские спасительные фонды должны будут передавать деньги, чтобы оказать помощь банкам. Обе страны хотят снять с себя бремя по спасению слабых испанских и ирландских банков.
Германия выступает за то, чтобы ЕЦБ взял на себя основную часть ответственности по мониторингу крупных финансовых институтов, но сопротивляется широкому охвату и высокой степени централизации, предложенной Еврокомиссией. Германия также считает планы, согласно которым ЕЦБ должен захватить контроль над всеми банками к 2014 году, слишком поспешными.
Немецкие власти считают, что перед тем как передать все банки под надзор ЕЦБ, необходимо провести стресс-тесты во всех финансовых институтах. Берлин выступает за контроль над большинством из более 6 тыс. банков еврозоны местными властями.
Это идет вразрез с мнением Франции, которая стремится поскорее прийти к централизованной системе контроля над всеми кредиторами в едином валютном пространстве.
Лидеры еврозоны договорились согласовать механизмы единой системы контроля к январю 2013 года, чтобы расчистить путь для 500 млрд евро, которые предполагалось направить в Европейский механизм финансовой стабильности для дальнейшей рекапитализации банков.
Сторонники быстрых реформ утверждают, что сопротивление Германии основано на опасениях оппозиции, которая недовольна тем, что все проблемы по спасению слабых банков лягут на плечи немецких налогоплательщиков. Расширение контроля также приведет к более тщательной проверке политически важных для Германии небольших финансовых институтов. Эта проверка крайне нежелательна для многих немцев, сообщает The New York Times.
Министр финансов Франции Пьер Московичи отметил, что направление, установленное для ЕС, максимально понятно. По его мнению, все обсуждения необходимо завершить в 2012 году. «В противном случае все планы останутся теорией, наши проблемы усугубятся», — предупредил он.
Он добавил, что «терять время было бы ошибкой». «Для европейских стран нет причин волочить ноги. Кризис влияет на всех, в том числе и на Германию», — подчеркнул он.
Быстрое создание единого банковского союза имеет большое значение для Испании, так как создание единого надзорного органа под эгидой ЕЦБ является необходимым условием получения финансовой помощи из нового фонда спасения — Европейского механизма финансовой стабильности, который будет оказывать помощь банкам напрямую.
В то же время министр финансов Германии Вольфганг Шойбле считает, что надзор над банком является «необходимым, но не единственным условием» для улучшения работы ЕФФС. «Я всегда опасаюсь чрезмерного повышения ожиданий участников финансовых рынков, которые позже могут быть не оправданы. Я не вижу возможности прямой капитализации банков из Европейского механизма стабильности до 1 января», — сказал он.
Швеция, Польша и Великобритания обеспокоены правовой аномалией, согласно которой единый банковский орган будет не в состоянии навязывать свои решения суверенным государствам. Еврокомиссия утверждает, что если некоторые страны не согласятся добровольно выполнять поручения ЕЦБ, то им все равно придется выполнять требования Европейской банковской организации.
Несмотря на разногласия между министрами финансов Германии и Франции, в Европе царит общий дух восторга по поводу сокращения затрат по займам Испании и Италии. «Если мы будем продолжать идти этим путем, нужно быть оптимистом», — сказал президент Европейского центрального банка Марио Драги, ссылаясь на улучшение условий рынка. Страны уже сделали значительный прогресс, отметил он.
Глава МВФ Кристин Лагард выразила надежду, что положительный импульс будет сохранен для того, чтобы подвести итоги и закрепить успехи, которые были недавно замечены на рынках.
Вера КОЗУБОВА